Бостонский хирург-пульмонолог Джозеф Херши Пратт, занимавшийся терапией туберкулёза, в какой-то момент своей практики решил лечить не болезнь, а самих пациентов. Он предположил, что их психологическое состояние играет одну из важнейших ролей в развитии и течении инфекции. Так как возможности работать с заболевшими по одному не было, организовал групповые сеансы. Уже через месяц стало понятно, что, по сравнению с индивидуальными, они показали более высокие результаты. Люди чувствовали себя гораздо лучше, шли на поправку.
Это произошло в 1905 году. С тех пор начало активно развиваться новое направление — групповая психотерапия. Родоначальником по праву считается Джозеф Херши Пратт. После своей столь успешной практики с туберкулёзными больными он теоретически обосновал полученные положительные результаты. А спустя несколько лет разработал методику ГП для тех, кто не страдает физическими заболеваниями.
Что это такое
Групповая психотерапия — это один из лечебных методов, предполагающий создание отдельной группы людей для устранения психологических и частично физиологических расстройств под руководством психотерапевта. В отличие от индивидуального подхода, решает проблемы пациента на основании раскрытия его сущности в процессе межличностного общения.
Из истории
Идея Пратта была подхвачена румынским психиатром, психологом и социологом Джекобом Леви Морено. Основатель психодрамы и социометрии впервые употребил термин «групповая психотерапия». Активно применял её на практике. Пика популярности направление достигло в послевоенные годы (вторая половина 40-х гг. XX в.). Больниц в разрушенных городах не хватало, а количество нуждающихся в психотерапевтической помощи было огромным. Поэтому повсеместно организовывались общие сеансы сразу для нескольких человек.
В 60-е годы XX в. направление было значительно расширено и стало активно применяться для лечения клинических случаев. Огромное значение ей придавал американский гуманист Карл Роджерс, создатель знаменитой «я-концепции». Он ввёл понятие «энкаунтер-группы», тем самым заложив основы антиавторитарной недирективной психотерапии.
Понятия
Существует три смежных понятия, которые в источниках часто путаются, что является грубейшей ошибкой.
Групповая психотерапия
Небольшая (до 20 человек) группа создаётся специально. Чаще всего в неё входят люди с похожими проблемами. Отличительная черта — активное взаимодействие. Они вступают в контакт друг с другом, общаются, делятся переживаниями. Психотерапевт направляет, даёт задания, иногда может отстраняться, чтобы наблюдать со стороны.
Коллективная психотерапия
Группа создаётся специально, объединяет людей с похожими проблемами. Может включать 50 и даже больше человек. Участники практически не взаимодействуют друг с другом, их роль больше похожа на зрителя. Психотерапевт — в центре внимания, ведёт всю работу: рассказывает, внушает, убеждает и т. д.
Психотерапия в группе
Группа не создаётся специально, так как уже существует. Это может быть семья, класс, трудовой коллектив, однокурсники. Чаще всего решается одна глобальная проблема — межличностный конфликт сразу между несколькими участниками. Задача психотерапевта — организовать работу так, чтобы не усугубить ситуацию, а наоборот — наладить отношения.
Виды, направления
Некоторые направления в психотерапии изначально были созданы как групповые: социодрама, психодрама, психогимнастика. Они не существуют вне этого метода. Другие концепции также активно применяют эту форму работы: экзистенционализм, гештальт-терапия, арт-терапия и т. д. Даже клиент-центрированные ответвления прибегают к её помощи, признавая, что человек — существо социальное и наиболее полно раскрывается только на фоне общения и контактирования с другими людьми.
В 1982 году известный практикующий психолог и психотерапевт Кьел Эрик Рудестам выпустил книгу «Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика». Несмотря на то, что с тех пор прошло почти 30 лет, на сегодняшний день это максимально полная энциклопедия всех психотерапевтических школ, направлений и концепций, использующих в своей работе ГП (с примерами и техниками):
- гештальт-терапия,
- психодрама,
- транзакционный анализ,
- телесно-ориентированная терапия,
- танцевально-двигательная терапия,
- темоцентрированная терапия,
- арт-терапия,
- бихевиоризм и др.
В своей монументальной работе Рудестам также рассматривает несколько видов групп:
- Т-группа (тренинговая) — эмоциональное сопереживание другим людям,
- энкаутер (группа встреч и направлений) — самопознание, установление тесного контакта с другими, реализация личностного потенциала,
- гештальт — обретение внутреннего контроля, развитие способности брать на себя ответственность за собственные эмоции и поступки,
- тренинга умений — освоение различных форм поведения «здесь и теперь», побуждение каждого участника группы к реакции на действия других,
- и др.
В 2011 году американский психиатр и психотерапевт, профессор психиатрии Стэнфордского университета Ирвин Дэвид Ялом выпустил книгу «Стационарная групповая психотерапия».
Нельзя сказать, что он создал новое направление или добавил в него нечто принципиально авторское. И ранее в условиях больниц организовывали подобные сеансы в дополнение к основному курсу лечения. Однако он всё это обобщил, систематизировал и подробно описал практическое применение:
- эффективность,
- общие принципы,
- цели,
- предполагаемый состав и размер групп,
- стратегии и техники ведения,
- подход «здесь и сейчас»,
- проблемные ситуации: быстрая смена пациентов, эксцентричные инциденты,
- рабочие модели высокоуровневой и низкоуровневой стационарных групп психотерапии.
На сегодняшний день «Стационарная групповая психотерапия» Ялома является настольной книгой всех, кому приходится работать с клиническими диагнозами в условиях больничных палат.
Цели и задачи
Главная цель групповой психотерапии — раскрыть внутренние конфликты, противоречия, проблемы пациента на основании анализа его межличностного взаимодействия в группе. Благодаря поставленным задачам, которые решаются сообща, практически на автомате происходит коррекция неадекватных установок, преодоление эмоциональных и поведенческих паттернов. Но нужно иметь в виду, что каждая концепция вносит в эту цель свою специфику:
- гештальт — обучение самоконтролю при общении с другими,
- психодрама — развитие творческого потенциала,
- телесно-ориентированная — снять панцири посредством физического контакта и т. д.
На пути к достижению основной цели групповая психотерапия решает три основные задачи:
- Самопонимание — осознание собственных мотивов, которые управляют поведением.
- Выработка позитивного отношения к себе.
- Саморегуляция — контроль своих мыслей, поведения, действий.
В процессе решения данных задач у пациента формируется адекватное самосознание за счёт межличностного общения с другими и групповой динамики.
Основные понятия
Динамика — цикл жизнедеятельности группы, включающий все протекающие в ней процессы, межличностные контакты, распределение ролей, взаимозависимость участников.
Нормы — стандарты поведения, определяющие взаимоотношения в группе: искренность, открытость, принятие других, толерантность, отсутствие критики, активность.
Роли — степень влияния участников друг на друга:
- альфа — лидер, ведёт за собой, побуждает к активности, направляет, придает уверенность,
- бета — эксперт, обладающий знаниями, необходимыми в различных ситуациях, вызывает уважение, консультирует,
- гамма — аноним, ведёт себя пассивно, но при этом адаптируется к условиям, приспосабливается, считает себя лидером,
- омега — отстранённый, закрытый, мало контактирующий с другими.
Сплочённость — необходимость работать в одной команде для решения общих задач. Напряжение — противоположное понятие, обозначающее несовпадение интересов и взглядов, нарушение стандартов поведения в группе, нарастание конфликта.
Проекция — наложение прошлых межличностных стереотипов на новые, которые принесли с собой и озвучили другие участники.
Подгруппы — неформальная разбивка основной на группы на более мелкие. В основе могут лежать возрастные, половые или интеллектуальные принципы.
Фазы развития — этапы процесса, характеризующиеся специфической активностью и выполняющие нужные психотерапевту функции:
- I фаза — формирование группы, адаптация к новым условиям, знакомство, псевдоинтеграция, регрессия и неуверенность,
- II фаза — возрастание активности, борьба за лидерство, распределение ролей, бунт против психотерапевта,
- III фаза — принятие норм, действующих в группе, спад напряжения, установление личностных контактов, раскрытие, сплочённость, сотрудничество,
- IV фаза — активная работа, эмоциональная поддержка, решение основных проблем, переоценка приоритетов.
На первые три фазы обычно уходит по 10% от общего количества сеансов, на последнюю — 70%. Например, если курс лечения состоит из 10 встреч, первые три соответствуют первым трём фазам, остальные 7 — последней. Но это идеальная схема, работающая только в том случае, если группы сформированы правильно и среди них нет участников с открытым девиантным поведением.
Принципы
Групповая психотерапия основывается на 10 принципах.
- Информированность: даются советы и инструкции, как себя вести и что делать.
- Универсальность: убедить клиента, что его проблемы не уникальны и присущи другим людям.
- Сплочённость: совместное решение проблем.
- Альтруизм: готовность помогать друг другу.
- Общение: доверительные беседы, обсуждение, формы обратной связи, ролевые игры.
- Переоценка ценностей: знакомство с другими взглядами на решение проблемы, сравнение со своими, их коррекция.
- Надежда: каждый участник должен быть уверен в эффективности занятий.
- Множественный перенос: создание тесных, почти семейных отношений внутри команды.
- Подражание лидерам и экспертам.
- Катарсис: эмоциональный взрыв, максимальное раскрытие личности, когда наружу выходит боль, копившаяся внутри долгое время.
Все эти принципы можно чётко проследить по работе правильно сформированной группы. Именно они приводят к положительному результату и полному выздоровлению.
Методы, техники, приёмы
В зависимости от направления, в котором работает психотерапевт, выделяют следующие методы групповой психотерапии.
Групповая дискуссия
Обсуждение единой для всех участников проблемы, выяснение личностных аспектов её решения для каждого отдельно. Групповая дискуссия может быть:
- интеракционной — направленной на выяснение межличностных отношений,
- биографической — знакомство с историей каждого участника,
- тематической — обсуждение наболевших, актуальных тем.
Психодрама
Организуется ролевая игра на тему, связывающую всех участников, где каждый представляет собственное видение ситуации. Включает три этапа:
- Разогрев — распределение ролей.
- Психодраматическое действие.
- Обсуждение.
Психогимнастика
Предполагает общение, разыгрывание ролей без слов — с помощью только движений и мимики.
Проективный рисунок
Как и психогимнастика, невербальный метод групповой психотерапии. Всем участникам раздаются листы бумаги, средства для рисования и объявляется тема, созвучная с основной проблемой. На рисунок отводится полчаса, после чего каждой иллюстрации уделяется время, она становится центром дискуссии.
Музыкотерапия
На сеансах групповой активной музыкотерапии участники сочиняют собственные произведения. Затем обсуждают их, рассказывают о тех эмоциях, под впечатлением которых они написаны. На пассивных занятиях организуется прослушивание известных арий, опер, песен, мелодий с последующей дискуссией о них.
В зависимости от выбранного метода, психотерапевт использует различные техники: ролевая игра, беседа, дискуссия, повторы, метафоры, анализ сновидений, отражение аффекта и т. д.
Практика
Все групповые сеансы психотерапии проходят по разному сценарию. Иногда даже психотерапевт не в силах предугадать, что произойдёт на том или ином занятии. Ведь каждый участник привносит что-то своё в решение общей проблемы. Однако перед началом все должны получить ряд инструкций, отражающих нормы поведения, нарушать которые категорически запрещается:
- проблема — одна на всех, нельзя её центрировать на себе,
- но у каждого она обросла личностными факторами, в которых следует разобраться,
- нужно учиться слушать и слышать других,
- нельзя критиковать других за иной взгляд и отношение к одной и той же проблеме.
Для каждой отдельно сформированной группы психотерапевт прописывает свои правила, так как знает личностные особенности участников. С ними он знакомит клиентов на предварительной индивидуальной консультации.
Обычно в группы набирается от 5 до 20 человек. Всего требуется минимум 4 сеанса, максимальное количество не ограничено: пока участники желают встречаться и работать вместе, назначаются новые занятия до полного выздоровления всех. Некоторые покидают команду раньше остальных, если уже приходят к осознанию выхода и переоценке ценностей.
Пример из практики. От женщины ушёл муж, из-за чего она страдала депрессией, осложнённой навязчивыми идеями. Она преследовала одну цель — вернуть его любыми способами. Все попытки наладить отношения терпели крах, и каждая из них только ухудшала её состояние. Индивидуальные сеансы психотерапии показали свою неэффективность, и её включили в группу женщин, переживавших такую же трагедию. И тут она неожиданно для себя увидела совершенно иное решение своей проблемы. Другие нашли в себе смелость развестись и учились жить заново без мужа. Несмотря на то, что им тоже было плохо, в целом, они признавали, что им стало легче дышать, когда они перестали тешить себя напрасной надеждой вернуть былые отношения. Уже через 3 сеанса её жизнь переменилась и она пошла на поправку.
Если даже один участник так и не смог решить внутреннюю проблему, считается, что психотерапевт со своей задачей не справился.
На сегодняшний день групповые сеансы психотерапии практикуются повсеместно представителями разных направлений, начиная от экзистенционализма и заканчивая психоанализом. Они успешны в лечении даже запущенных расстройств личности и поведения.
: Как выбрать психотерапевта
,У многих сложился стереотип, что цель любого психолога — вскрыть изнанки души, докопаться до,В последнее время стало модно использовать скрытые значения цветов в интерьере. Например, считается, что,Люди веками пытались понять взаимосвязь между телесной оболочкой человека и его душевным состоянием. То,Рисовать умеют не все, но каждый человек волей или неволей занимался этим. Уроки изобразительного