В каждом возрасте дети чего-то боятся: двухлетние малыши — злую Бабу-Ягу, дошкольники — оставаться одни дома, в начальных классах — принести из школы двойку и не оправдать ожиданий, подростки — публичного осмеяния и непризнания. С одной стороны, всё это кажется закономерным, потому что со временем исчезает. С другой, всегда есть риск, что детские страхи перерастут в патологическую фобию и отрицательно скажутся на психическом развитии. Поэтому так важно понять почему они возникают и что делать родителям, чтобы они прошли бесследно и никак не влияли на будущую жизнь ребёнка.
Причины
Семья
Родители должны осознать одну простую истину: чаще всего детский страх — это следствие их собственного неправильного поведения: гиперопеки, тревожности, постоянной занятости на работе, недостатка заботы и любви. Да, зародиться он может вне семьи: в детском саду, на улице, у кого-то в гостях. Но укореняется только под влиянием родительской реакции. Если ситуация высмеивается, воспринимается не всерьёз, вообще игнорируется, впоследствии это способствует развитию более глубокой и трудноискоренимой фобии.
Когда виноваты родственники (родители, семья):
- Родственники сильно и постоянно чего-то боятся.
- Постоянные напоминания ребёнку о том, как он чего-то испугался, насмешки над этой ситуацией.
- Чересчур властное, авторитарное поведение родителей.
- Отсутствие разговоров по душам.
- Постоянное присутствие пугающего фактора.
- Одиночество: единственный ребёнок в семье, друзей нет, родители постоянно на работе.
- Наказание за любую эмоцию (нельзя кричать, громко смеяться, плакать).
- Непонимание со стороны родителей.
- Гиперопека.
- Неполная, неблагополучная, замкнутая семья.
В этих случаях, чтобы помочь ребёнку преодолеть страх, родители должны в корне изменить своё поведение.
Психотравмы
Второй блок факторов, способствующих развитию фобий, — психотравмирующая ситуация, основанная на сильном испуге. Это может быть что угодно:
- внезапный громкий крик,
- паника кого-то из взрослых,
- разговоры на повышенных тонах в семье,
- укус животного или насекомого,
- падение с высоты,
- тяжёлая физическая травма,
- авария,
- смерть и похороны кого-то из близких,
- стихийное бедствие.
Если ребёнок воспитывается в положительной, спокойной обстановке, в подобных ситуациях он переживает кратковременную эмоцию. При правильном поведении родителей (не акцентировать на этом внимание, успокоить, отвлечь, постараться забыть) она исчезает и не оставляет следа. В противном случае трансформируется в фобию и становится психотравмирующей ситуацией, порождающей различные психические расстройства и внутренние комплексы.
Физиология
К причинам возникновения детских страхов относятся также:
- младший возраст: чем меньше лет — тем их больше,
- пол: девочки боятся чаще, чем мальчики,
- возраст родителей: чем старше — тем пугливее,
- внутриутробный испуг, если мама во время беременности пережила психотравмирующую ситуацию,
- органические заболевания мозга и черепно-мозговые травмы, которые могут оказать патологическое влияние на фантазию,
- чрезмерно чувствительный тип нервной системы,
- недостаток физической активности,
- наследственность.
Механизм развития страхов под влиянием физиологии наименее изучен и строится в основном на гипотезах. Например, никто из специалистов на сегодняшний день не может объяснить, почему у ребёнка, родившегося у родителей, которым ещё нет 30 лет, гораздо меньше фобий и тревожных состояний, чем у того, что появился на свет, когда мама и папа перешагнули этот возрастной рубеж. Однако это научно подтверждённый факт.
Или, к примеру, наследственный фактор. Генетики пока не могут дать ответ, почему некоторые фобии передаются по наследству. Малыш, который никогда в жизни не видел пауков и не знает, опасны они или нет, кричит в ужасе, если один из родителей страдает арахнофобией. Почему так происходит — ещё только предстоит выяснить.
Другие причины
Чрезмерная фантазия
Увлечение фантастическими мультфильмами и книгами, ужастиками может порождать в сознании ребёнка существование потустороннего мира, параллельной реальности. На фоне богатой фантазии это чревато бессонницей и элементарной бытовой трусостью. Боязнь спать без света, идти одному в другую комнату, заглянуть в чулан или подвал становятся настоящими психотравмирующими ситуациями. Любая тень на стене воспринимается как монстр, любой шорох — как присутствие привидений.
Социальная дезадаптация
Любой межличностный конфликт вне дома может превратиться для ребёнка в устойчивую боязнь дальнейшего общения и новых знакомств. Причиной может стать самая незначительная ситуация — вскользь брошенное обидное слово, публичное высмеивание, грубое замечание со стороны воспитателя или учителя. В дальнейшем это будет проявляться в скованности и аутизме.
Постоянное напряжение
Причина может присутствовать как в семье, так и в социальном окружении вне дома (в детском саду, школе, дворовой компании). Если ребёнок постоянно слышит о каком-то конкретном ужасном случае (убийстве, смерти, пожаре), у него вырабатывается к нему устойчивая боязнь. Дошкольники, например, часто придумывают себе монстров и стараются облегчить свою ношу, напугав ими других. Известен феномен цепной реакции, когда в группе детсада малыши боялись одного и того же чудовища, которое оказалось плодом воображения одной из девочек. Такие ситуации — далеко не редкость.
Психические расстройства
Страхи свойственны детям, страдающим различными заболеваниями нервной системы и психики. Если они вовремя не были распознаны взрослыми, то могут перерасти в серьёзные патологии. Чаще всего причиной становятся неврозы.
Копирование реакции
Психотерапевты считают, что в насаждении детских страхов чаще всего виновато общество, окружающее ребёнка. При столкновении с чрезвычайной ситуацией он смотрит на реакцию других людей — родителей, сверстников, взрослых. В зависимости от того, какая она — испуг или спокойствие — у него формируется устойчивый паттерн поведения. В следующий раз он отреагирует на неё так же.
Это доказывает исследование, проводившееся в одном из детских садов. Участники были старшего дошкольного возраста. В зоопарк этого города завезли редкое животное необычного вида — трубкозуба (экзотическую земляную свинью). В первой группе на занятиях воспитатели показывали фотографии этого зверька и, умиляясь, рассказывали, какой он симпатичный, добрый и общительный. Второй при этом говорили совершенно противоположное — насколько он опасный, агрессивный и неуправляемый хищник, который нападает на человека.
После 2 недель подобной работы детей отвели в зоопарк. Как и следовало ожидать, малыши первой группы умилялись на необычное животное, подобно воспитателям, хотели его погладить и не испытывали никакого страха. Дошкольники второй группы даже не подходили к его клетке, жались к взрослым, а некоторые девочки визжали, когда зверёк пытался приблизиться.
Виды
Существует большое количество классификаций детских страхов.
Природные и социальные
Природные (основанные на инстинкте самосохранения):
- смерти — собственной, родителей,
- замкнутого пространства,
- темноты, глубины, высоты,
- животных, чудовищ, насекомых,
- стихий: воды, огня,
- крови, врачей, уколов,
- громких звуков.
Социальные:
- одиночества,
- наказания,
- осуждения,
- быть не собой,
- опоздания,
- насмешек.
Сверхценные, навязчивые, бредовые
- Сверхценные / воображаемые
Самые распространённые. Основная причина — безудержная фантазия, способная разрастаться до неимоверных размеров. Это боязнь темноты, смерти родителей, когда ребёнок сам себя убеждает, что во мраке водятся чудовища. Или боится, что мама опаздывает с работы, потому что умерла.
- Навязчивые / реальные
Порождаются конкретными жизненными ситуациями, которые могут стать психотравмирующими. Если ребёнок на несколько часов застрял в лифте, у него надолго сохранятся пережитые в тот момент эмоции. Если не помочь ему избавиться от них, может развиться клаустрофобия.
- Бредовые
Наименее изученные детские страхи, причины которых не ясны. Иногда родители не могут понять, почему ребёнок боится собственного дедушку, или воробья, или других элементарных вещей и явлений. Чтобы разобраться в механизме их появления, психотерапевт может посоветовать гипноз.
Ситуативные и личностные
Ситуативные:
- обусловлены конкретной опасной ситуацией — аварией, падением с высоты, смертью родителей,
- становятся психотравмирующей ситуацией, которая сказывается на всей дальнейшей жизни,
- легко перерастают в фобии.
Личностные:
- обусловлены индивидуальными особенностями детской психики, характера,
- причины — стеснительность, неуверенность, замкнутость,
- проявляются чаще всего в новом коллективе, непривычной обстановке,
- со временем могут развиться в аутизм и социальную дезадаптацию,
- взращивают внутренние комплексы и низкую самооценку.
Острые и хронические
Острые:
- возникают в определённой ситуации,
- часто имеют кратковременный характер,
- при поддержке родителей или работе с психологом быстро уходят без последствий.
Хронические:
- развиваются из острых при отсутствии необходимой поддержки со стороны взрослых,
- могут быть обусловлены предрасположенностью к тревожности,
- требуют психотерапевтического вмешательства,
- являются фобиями.
Фобии
Чаще всего у детей диагностируются страхи:
- аблютофобия — умывания и купания,
- агорафобия — открытого пространства,
- акрофобия — высоты,
- акустикофобия — громких звуков,
- алгофобия — боли,
- арахнофобия — пауков,
- ахлуофобия — темноты,
- бронтофобия — грома,
- гемофобия — крови,
- гипнофобия — сна,
- кераунофобия — молний,
- кинофобия — собак,
- клаустрофобия — замкнутого пространства,
- пирофобия — огня,
- рабдофобия — наказания,
- ятрофобия — врачей и многие другие.
Ночные страхи
Выделяются в отдельную группу как наиболее частые и опасные. Представляют собой парасомнии — поведенческие нарушения в различных фазах сна. Обусловлены незрелостью ЦНС, что объясняет частоту диагностируемых случаев у детей по сравнению со взрослыми. Проявляются в виде:
- ночных кошмаров,
- снохождений,
- сноговорения,
- сонного паралича,
- бруксизма.
Самый рискованный возраст — от 3 до 12 лет. Причём мальчики страдают чаще. Какие проявления характерны:
- пробуждение от собственных движений и криков во сне,
- учащённое сердцебиение,
- сбитое дыхание,
- гиперемия, гипергидроз,
- расширение зрачков,
- крик, плач,
- отсутствие реакции на окружающих.
Такое состояние может длиться от нескольких секунд до часа. Возможные причины:
- наследственность,
- отсутствие режима сна,
- новая обстановка (в гостях, при переезде),
- приём психотропных препаратов и даже мультивитаминных комплексов,
- черепно-мозговая травма,
- лихорадка,
- перевозбуждение перед сном,
- стрессовая ситуация днём,
- полный мочевой пузырь,
- психическое и/или физическое переутомление.
Чтобы ночные детские страхи не переросли в патологию, важно вовремя обратиться за помощью к психотерапевту.
Возрастные страхи
Педагог-психолог М. Кузьмина провела исследование, на основании которого составила таблицу по возрастам. Для каждой половозрастной группы количество страхов строго регламентировано.
Плюсы стоят напротив тех фобий, которые характерны для указанного пола и возраста.
Таблица «Детские страхи по возрастам (норма)»
Таблица наглядно демонстрирует, что с возрастом количество страхов увеличивается. Согласно исследованиям, их обычно больше у детей из неполных, неблагополучных и замкнуто живущих семей.
Постоянные страхи испытывают мальчики, выросшие без отцов. Согласно исследованию Кузьминой, из-за отсутствия положительного примера мужчины-родителя у них развивается неуверенность в себе и заниженная самооценка.
Таблица показывает и возрастные кризисы:
- 3-4 года — общее количество страхов у мальчиков уменьшается, у девочек — увеличивается,
- 6-7 лет,
- 11-12 лет.
Переломный возраст, так называемый экватор, — 7 лет. До него на первом месте — инстинктивная, беспричинная боязнь одиночества, собственной смерти. После они становятся более осознанными и социализированными: опоздать в школу, гибели родителей. Начиная с 12 лет, их количество постепенно сокращается. Нормальный подросток без психических отклонений к 16 годам не должен быть подвержен ни одному из вышеперечисленных страхов. Если некоторые из них присутствуют, это говорит о психологической незрелости личности, склонности к нервным расстройствам, депрессиям. Если их слишком много, это уже тревожный сигнал о наличии невроза или фобии.
Таблица «Страхи у детей дошкольного возраста»
Таблица «Страхи у детей младшего школьного возраста»
Таблица «Страхи у детей среднего школьного возраста»
Для подросткового возраста характерны 5 социальных фобий:
- «Быть не собой».
- Провала, осуждения, наказания.
- Физического уродства.
- Одиночества.
- Бесперспективности и невозможности самореализации.
На возникновение социальных страхов у подростков большое влияние оказывает место проживания. Согласно исследованиям, у городских часто диагностируется боязнь насмешек (гелотофобия), буллинга или одиночества. Тогда как у сельских преобладает повышенная тревожность перед осуждением со стороны других, общением с незнакомыми людьми и наказаниями.
Те, кто воспитывается в детских домах и интернатах, боятся будущей самостоятельной жизни и повторения судьбы «неблагополучных» родителей.
Что делать
Чтобы избавить ребёнка от страхов, родителям придётся провести фундаментальную работу как с его устоявшимися паттернами поведения, так и с собственными. Нужно быть готовыми к изменениям межличностных отношений и психологической атмосферы в семье.
Помогут справиться со страхами такие простые действия:
- пожалеть того, кого боится малыш (монстра, чудовища, соседского мальчика-забияку, паука),
- рассказать ему о собственных страхах и убедить в том, что все чего-то боятся — даже взрослые,
- использовать метод символического тотема — купить плюшевую игрушку (волшебное одеяло) и убедить ребёнка в том, что он будет его всегда защищать (что-то вроде ловца снов),
- вырабатывать позитивное мышление, во всём находить положительные моменты,
- устраивать ролевые игры, в которых чудовища всегда проигрывают и оказываются безвредными,
- просить нарисовать монстра, которое его пугает, а потом вместе посмеяться над ним,
- объяснять всё, что происходит вокруг, чтобы не было боязни элементарных звуков дождя по крыше, молнии и грома и т. д.
В маленьком возрасте все эти приёмы нужно проводить в виде игры.
Что придётся изменить в семье:
- уделять больше времени ребёнку, общаться, разговаривать по душам,
- обеспечить комфортную атмосферу в дома,
- ежедневно обнимать, целовать, брать за руку, сажать на колени,
- говорить о своей любви,
- убедить его в полной защищённости,
- нормализовать внутрисемейные отношения, давшие трещину,
- записать в секцию или кружок по интересам, чтобы некогда было думать о чём-то страшном, но при этом избегать переутомления.
Так как страхи детей часто сказываются на психосоматике, родителям необходимо снизить неприятные проявления подобного рода. Как можно уменьшить уровень тревожности:
- снизить нагрузки в школе и по дому,
- увеличить дозировку положительных эмоций,
- нормализовать режим дня: есть, спать, учиться, отдыхать, работать — строго по часам,
- обеспечить сбалансированное питание и полноценный сон,
- увеличить количество времени, проведённого на улице, и в обратной пропорции сократить время, которое ребёнок уделяет гаджетам,
- устраивать совместные прогулки, семейные мероприятия, путешествия, поездки в гости,
- приобщать к спорту, увеличить двигательную активность,
- перед сном организовывать успокаивающие ванны на травах.
9 категорических «нельзя» для родителей:
- Не наказывать за трусость.
- Не заставлять пересиливать боязнь любой ценой.
- Не скандалить внутри семьи, не повышать голос.
- Не разрешать перед сном смотреть «ужастики» и играть в агрессивные компьютерные игры.
- Не стыдить и не высмеивать.
- Не называть трусом.
- Не рассказывать при ребёнке о страшных ситуациях (катастрофах, чьей-то смерти, несчастных случаях).
- Не акцентировать внимание на страхах.
- Не наказывать слишком жестоко.
Все эти действия со стороны родителей помогут избавить ребёнка от страхов. Если же способы их преодоления оказались неэффективными, необходимо обратиться за помощью к специалистам.
Борьба с ночными страхами
Советы психолога, как бороться с ночными страхами, должны стать настольной памяткой для тех родителей, чьи дети страдают от кошмаров во сне. Для начала нужно научиться, как правильно себя вести во время приступов.
- Не будить, чтобы не напугать ещё больше. Задача родителей, пока всё не закончится, — уберечь от нечаянного травмирования.
- По окончании приступа разбудить, иначе резкий возврат в глубокую фазу сна может возобновить кошмар.
- Сказать несколько ободряющих слов. Добиться осознанного ответа, чтобы убедиться в полном пробуждении.
- Сводить в туалет.
- Не спрашивать, что ему приснилось. Не рассказывать, как он себя вёл.
- Посидеть рядом, дождаться, пока он полностью не заснёт снова.
Если приступы повторяются постоянно, необходимо:
- вести дневник, фиксируя время приступов, — чаще всего они повторяются в одни и те же часы,
- выяснив время кошмаров, будить ребёнка за 10 минут до предполагаемого момента приступа, затем снова укладывать,
- организовать чёткий режим сна: ложиться и вставать в одно и то же время,
- исключить дневное переутомление и излишнюю возбудимость за 2-3 часа до сна,
- привить сонные традиции: рассказать сказку перед сном, включить белый шум и ночник, положить рядом любимую игрушку, поцеловать — делать так каждый день,
- исключить стрессовые факторы.
Когда требуется помощь со стороны:
- приступы повторяются несколько раз за ночь,
- сохраняются даже после 12 лет,
- ребёнок помнит о своих ночных кошмарах, постоянно рассказывает о них днём, превращая страхи в навязчивые фобии,
- возникают трудности с засыпанием.
Комплексное лечение ночных кошмаров проводится совместно психологом, неврологом и психиатром. После тщательного медицинского обследования обычно назначаются ноотропы.
Диагностика
На выявление детских страхов в маленьком возрасте обычно уходит 1 сеанс у психолога. Чем старше ребёнок, тем затруднительнее диагностика, так как появляется скрытность, недоверие и прочие возрастные паттерны поведения.
Для диагностики в дошкольном и младшем школьном возрасте используются самые разнообразные методики.
«Домики»
Самая распространённая и точная методика выявления детских страхов, составленная М. А. Панфиловой и А. И. Захаровым на основании исследования М. Кузьминой. Её таблица «Детские страхи по возрастам (норма)» была представлена выше. Ребёнку дают два листа бумаги с нарисованными на них домиками. Один — чёрный, мрачный, устрашающий. Другой — разноцветный, яркий, весёлый, красивый. Педагог-психолог перечисляет страхи из таблицы, а малыш их «расселяет» по этим двум домикам. Перед этим ему нужно объяснить: в чёрный идёт то, что страшно, в разноцветный — то, что не страшно. Далее подсчитывается количество фобий, оказавшихся в первом домике. Если оно превышает норму, ребёнок отправляется на коррекцию.
«Силуэт человека»
Автор — Л. Лебедева. Методика определяет эмоциональное состояние по цветовому выбору, согласно Люшеру. Ребёнку предлагается нарисовать и раскрасить человека (или даётся уже готовый контур). На наличие страхов указывает преобладание чёрного, серого и коричневого.
«Рисунок семьи»
Авторы — Г. Т. Хоментаускас и В. К. Лосева. Методика позволяет отследить панические переживания, порождённые обстановкой в семье. Оценивается местоположение ребёнка на рисунке, наличие остальных родственников, близко или далеко они от него находятся, держат за руку или нет, цвет одежды и многое другое. Диагностика чаще всего используется семейными психотерапевтами.
Используются также диагностические опросники:
- П. Бейкера и М. Алворда,
- Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко.
И. В. Самойленко предлагает использовать сказкотерапию для диагностики. Зачитывается сказка с проблемной концовкой, которую должен додумать ребёнок. Если у него всё закончится хорошо, вряд ли у него есть проблемы с фобиями.
Помимо всех этих методик, родителям и воспитателям предлагается понаблюдать за ребёнком в течение 3-5 дней. Если он страдает от фобий, на это укажут определённые маркеры:
- частая смена настроения,
- мускульное напряжение, мышечные конвульсии в области лица и шеи,
- чрезмерная возбудимость, нервозность,
- плаксивость, капризность,
- отсутствие аппетита,
- нарушения сна,
- трудности в концентрации внимания.
Для диагностики ночных кошмаров используется полисомнография. С помощью компьютерных программ проводится наблюдение за ребёнком, пока он спит. Результатом является гипнограмма, содержащая информацию о качестве и структуре сна, количестве и продолжительности стадий и фаз. На его основании делается вывод о наличии или отсутствия патологии и назначается лечение.
Терапия и коррекция
Со страхами у малышей может справиться обычный педагог-психолог в детском саду. Психология располагает богатым выбором техник, методов и приёмов. Чаще всего их коррекция производится посредством арт-терапии. Она позволяет:
- избавиться от негативных эмоций, напряжения, агрессии,
- разрешить неосознаваемые внутренние конфликты посредством зрительных образов,
- невербально проявить мысли и чувства,
- развивать чувство внутреннего контроля, чтобы самостоятельно бороться со своими фобиями.
В зависимости от возраста, способностей и личных предпочтений для коррекции используются не только рисование, музыкотерапия, лепка, пескотерапия и танцы. Сюда относится бисероплетение, шитьё, резьба по дереву, мозаика, оригами и многие другие проявления творческого начала. Выплёскивая свои переживания, боязнь наружу, ребёнок освобождается от них.
Сказкотерапия, психодрама и ролевые игры — ещё одни эффективные методы коррекции, но их уже чаще всего используют психотерапевты. Здесь нужно правильно подобрать материал, распределить роли, скорректировать межличностные отношения. Ребёнок, боясь какую-то конкретную ситуацию, понимает, что это сиюминутная эмоция, с которой можно справиться и больше не возвращаться к ней.
Коррекция подростковых панических эмоций чаще всего ведётся в группах. Это позволяет избавиться им от тех социальных фобий, которые присущи данному возрасту. Разговоры по душам и ролевые игры помогают раскрепоститься и приобрести уверенность в себе. В качестве домашних заданий выступают различные упражнения-адапторы к стрессам и аутотренинги (посредством аффирмаций).
Если фобия у ребёнка оказалась запущенной и её причина не выявляется, возможно, помогут последователи Зигмунда Фрейда. Его книга «Психоанализ детских страхов» в своё время вызвала бурю протестов. В ней содержатся шокирующие реальные истории, с которыми сталкивался в своей практике знаменитый австрийский психолог. Он акцентирует внимание на сексуальных составляющих подсознания даже у малышей, что могут принять далеко не все родители. Поэтому данное направление в коррекции детских страхов используется крайне редко.
Постоянная работа со страхами у детей со стороны родителей и с привлечением профильных специалистов даёт достаточно быстрые и эффективные результаты. Главное — не упустить тот момент, когда они перерастают в нечто большее и могут сказаться тяжёлыми последствиями для психического здоровья.
: Школьная дезадаптация
,Многие взрослые считают, что возрастные кризисы у детей начинаются не раньше 3-х лет. До,В жизни многих родителей складывалась такая ситуация: мирный, тихий, спокойный ребёнок вдруг стал настоящим,Время от времени дети могут изъявлять желание не идти в школу (не выспались, из-за,В процессе обучения ребёнку предлагается усвоить столько информации, что без достаточного объёма памяти он