Память как фактор личностного роста: как использовать механизм её работы в собственных интересах

Сегодня практически у всех имеется компьютер. Ради любопытства посмотрите, сколько в нём памяти. В среднем, оперативная составляет 4-8 гигабайт, жёсткий диск от 500 до 2000 гигабайт. Если сравнивать человеческий мозг с этой машиной, то он может хранить в себе 1 млн гигабайт информации. Один только этот факт свидетельствует об уникальности этого психического процесса. Память считается одной из самых изучаемых областей, но до сих пор хранит в себе множество тайн, над раскрытием которых продолжают трудиться многие умы.

Что это такое

Память — это одна из высших психических функций (наряду с восприятием, воображением, мышлением и речью), отвечающая за накопление, сохранение и воспроизведение приобретённых знаний и навыков. В психологии это фундамент становления личности, без которого она не может полноценно развиваться. Она помогает человеку ориентироваться во времени и пространстве, выстраивать отношения, накапливать опыт.

Однако определение данного понятия трактуется разными теориями с небольшими отклонениями:

  • ассоциативная теория (Г. Эббингауз, А. Пильцекер): это установление ассоциативных связей между запоминаемым и воспроизводимым материалом,
  • бихевиоризм (В. Бехтерев, Д. Леви): это процесс непрерывной тренировки на запоминание информации с помощью постоянных повторов,
  • когнитивная психология (Д. Миллер, Д. Сперлинг): это комплекс взаимосвязанных блоков, перерабатывающих информацию,
  • деятельностный подход (А. Леонтьев, С. Рубинштейн): это звено, которое связывает человека с окружающим миром посредством мнемического образа (представления).

Несмотря на столь разные подходы к формулировке термина, физиологическую основу памяти психологические школы и теории не оспаривают. Абсолютно для всех память является функцией головного мозга, а это значит, что она может быть развита, натренирована, нарушена, повреждена. С помощью различных методик и лечебных практик она корректируется.

Любопытный факт. Долгое время в психологии была распространена теория, согласно которой, человек рождается с абсолютно пустым гиппокампом. Однако недавние исследования показали, что он начинает записывать определённые события, когда эмбриону в утробе матери всего 20 недель!

Психология памяти

Как уже был сказано, несмотря на большое количество исследований, существует много белых пятен. В частности, неясности касаются физиологии и так называемой «химии» данного процесса.

Читайте также:  Потеря памяти у пожилых людей: это можно исправить, главное — лечение и правильный уход

Как она устроена

С точки зрения анатомии за мнемонические способности отвечают различные участки головного мозга.

Гиппокамп (височные отделы полушарий) — парное образование, формирует эмоции, удерживает внимание, отвечает за переход информации из кратковременной памяти в долговременную. Психологи шутливо называют его поисковой системой организма. В левом полушарии он формирует факты и вербальную информацию, а в правом — автобиографию по времени и темам. Отключается в состоянии алкогольного опьянения, аффекта или сильного гнева. Не отвечает за процедурную память. При травме этого отдела головного мозга человек продолжает помнить ранее приобретённые навыки (ездит на машине, ремонтирует технику).

В Южной Калифорнии создали так называемый «протез памяти» — силиконовый гиппокамп, который успешно вживляют людям, пострадавшим от амнезии.

За игру на музыкальных инструментах отвечает теменная кора.

С точки зрения нейрохимии за мнемонические способности отвечают:

  • ацетилхолин — нейромедиатор гиппокампа, передающий сигналы от нейрона к нейрону,
  • метаболизм головного мозга,
  • синтез белка, необходимый для активизации нейронных цепочек,
  • гены, определяющие их структуру.

При воспроизведении информации нейроны обращаются к тому синаптическому мостику, который был построен с помощью ассоциаций, многократного повторения или психотравмирующего фактора ранее.

Какие отделы головного мозга отвечают за память и какие биохимические процессы влияют на неё, ещё только выясняется. Вот лишь несколько результатов научных исследований:

  • актин — белок, формирующий наркотическую зависимость: при его разрушении пациенты избавлялись от пагубных воспоминаний,
  • миндалевидное тело — часть головного мозга, отвечающая за воспоминания о страхе,
  • молекула белка протеинкиназа М-зета — мгновенно стирает даже самые хорошо закреплённые воспоминания из долгосрочного хранилища,
  • олигомеры CPEB — молекулы, которые в нейробиологии называют аналогом сочетания клавиш Ctrl+V, только в нервной системе: благодаря их постоянной регенерации человек способен помнить даже то, что было много лет назад,
  • протеин PPAR-альфа — белок, который используется печенью для сжигания висцерального жира на животе, гиппокампом — для улучшения воспроизведения информации, поэтому плохая память и лишний вес взаимосвязаны,
  • генная модификация и вживление в мозг оптоволокна привели к формированию «ложного» воспоминания — человек переживает то, что с ним на самом деле никогда не происходило.

И это лишь малая часть тех научных изысканий, которые ведутся в этой области. Самым большим пробелом является долговременная память. До сих пор неизвестно, где именно находится её хранилище.

Как работает

Этап I — кратковременная: фиксация

За информацию, запоминаемую сию минуту, отвечает краткосрочная память. Она касается тех бытовых моментов, когда нам нужен материал в течение минимального количества времени. Например, нам назвали номер телефона, и мы набираем его на экране. Или, идя на кухню, прокручиваем в голове, что надо сделать: намазать бутерброд, налить чай, позавтракать. Отвлекаться здесь нельзя, так как фиксации ещё не произошло, и всё может просто улетучиться из головы.

Этап II — долгосрочная: фиксация

Если мы набрали номер телефона и тут же про него забыли, эта информация пропадёт. Но, если повторить его несколько раз, затем попытаться воспроизвести спустя час, полдня, через сутки, то он станет достоянием долгосрочной памяти. Однако она работает тоже по-разному, в зависимости от целеполагания (зачем мы запомнили данный материал).

Этап III — процедурная: хранение и воспроизведение

Если один из зафиксированных навыков доводится до автоматизма и повторяется изо дня в день (или реже, но всё равно регулярно), тело будет неосознанно воспроизводить его. Это касается умений ездить на машине, играть на скрипке и т. д.

Пример, как это работает. При катании на велосипеде в головном мозге кластеры нейронов воспроизводят некогда сформировавшиеся синапсы (мостики). Именно они позволяют практически неосознанно, «на автомате», сохранять равновесие, крутить педали, притормаживать. Это имплицитные воспоминания, которые позволяют жить в настоящем на основе прошлого опыта.

Этап III — декларативная: хранение и воспроизведение

В отличие от процедурной, декларативная память — это осознанное воспроизведение нужной информации. Например, человек вспоминает сюжет фильма, чтобы обсудить его с другом, или романтическую историю знакомства с девушкой.

Пример, как это работает. Вас спросили, как вы научились кататься на велосипеде. С помощью ассоциаций нейроны воссоздают образы, которые когда-то оказали на вас эмоциональное воздействие. Вы начинаете вспоминать детали: погоду, людей, одежду, в которой были. Это эксплицитные воспоминания, которые требуют некоторых усилий. Они чётко осознаются как прошлый опыт.

Этап IV — семантическая: хранение и воспроизведение

В долгосрочной декларативной семантической памяти хранятся имена, географические названия, термины, теоретическая база. Всё, что связано с вербальной системой и семантикой. Обычно для их запоминания используется либо многократное повторение (так называемая зубрёжка), либо ассоциативный метод.

Этап IV — эпизодическая: хранение и воспроизведение

В долгосрочной декларативной эпизодической памяти хранятся сюжеты, события, переживания. Нередко она бывает непроизвольной. Здесь важен эмоциональный компонент. Часто люди хотят, но не могут забыть какие-то жизненные потрясения, так как они психотравмирующие. Так формируется и начинает работать автобиографическая память.

Схему, как работает память, можно условно изобразить следующим образом:

Как развивается

Так как память является функцией головного мозга, её можно тренировать и развивать. У кого-то она хорошая, у кого-то нарушена и тем самым вызывает множество проблем. Её формирование зависит от четырёх основных факторов.

Фактор 1. Состояние нервной системы

Хорошая память бывает у тех, чья нервная система характеризуется такими параметрами, как:

  • сила нервных процессов — адекватная реакция на мощный раздражитель извне,
  • уравновешенность — баланс процессов возбуждения и торможения,
  • подвижность — их быстрая смена,
  • динамичность — их быстрая генерация в процессе формирования условных реакций (обучения),
  • лабильность — скорость возникновения и затухания нервных процессов,
  • активированность — индивидуальные возможности использовать в своих интересах процессы возбуждения и торможения.

Фактор 2. Повторяемость контакта с раздражителем

Повторение — основной метод развития мнемонических способностей в психологии, который могут освоить все люди. Когда человек регулярно воспроизводит одну и ту же информацию, нейронные сигналы проходят по одному и тому же синаптическому мосту, который каждый раз становится всё крепче и крепче.

Виды:

  • активное повторение, когда запоминаемая информация не только фиксируется, но и осознаётся (подключаются процессы мышления, логика, ассоциации, прошлый опыт),
  • пересказ, когда материал воспроизводится не дословно, подразумевает частичное использование активного повторения (чтобы пересказать текст, его сначала нужно осмыслить),
  • заучивание наизусть — дословное воспроизведение материала, могут быть использованы ассоциативные связи, но чаще всего фиксация происходит автоматически.

Фактор 3. Мотивация запоминания

Один из самых очевидных факторов, влияющих на развитие памяти, которая теснейшим образом связана с эмоциональным компонентом.

Пример. Ученик учит химические реакции к рядовому уроку, не будучи уверенным в том, что его спросят. Он будет отвлекаться и материал запомнит посредственно (с ошибками или не полностью). Но, если он будет сидеть над теми же цепочками перед контрольной работой, в которой они точно будут, из-за усилившейся мотивации он выучит их гораздо лучше.

Фактор 4. Возраст

Маленькие детки не умеют пользоваться своими мнемоническими способностями на все 100%. У малышей они носят непроизвольный характер. Они легко запоминают то, что им интересно, что получено в ходе игры и связано с эмоциональной сферой. Более серьёзно они начинают развиваться только в начальной школе, когда приходится прилагать усилия и ставить перед собой цель, чтобы что-то зафиксировать.

С течением времени нейронные связи и синаптические мосты крепнут — память достигает своего пика развития, согласно исследованиям, к 25 годам. Это не значит, что после этого она идёт на спад. Скорее, напоминает прямую линию. Если человек будет заниматься её тренировкой — она будет только улучшаться, если нет — после 50 лет будут нарушения и проблемы.

Это интересно. Люди фотографируют себя, близких и места, где они побывали, чтобы запомнить определённые моменты. Однако недавние исследования поставили этот факт под сомнение. Оказалось, те люди, которые делают снимки, быстрее стирают из памяти запечатлённые мгновения. Делают они это непроизвольно — за них всё сам решает мозг: зачем засорять хранилище, если есть наглядное напоминание в виде фото, и информация стирается.

Свойства

Человеческая память обладает определёнными свойствами, от которых зависит её качество и объём.

Рассеянность

Если внимание сосредоточено на чём-то одном, фиксация и воспроизведение информации на не интересующую тему будет невозможна.

Примеры. Водитель в дороге торопится, погодные условия плохие, повышена аварийная ситуация, он старается маневрировать так, чтобы и ДТП избежать, и успеть в назначенное место в условленный час. В этот момент ему кто-то звонит. С большей долей вероятности, после того, как он положит трубку, он даже не вспомнит, кто ему звонил и о чём говорил.

Полезный совет. В моменты, когда требуется максимальная концентрация внимания, нельзя отвлекаться на другие события и эмоции и тем более ставить перед собой цель запомнить информацию, не актуальную на то время.

На кончике языка

Данное свойство чаще всего проявляется у пожилых людей, хотя практически все были заложниками такой ситуации. Когда один из синаптических мостов долго не использовался, нейронные связи ослабевают. Он не исчезает, но словно хранится под слоем снега. Когда необходимо воспроизвести информацию, связанную с ним, нейроны ищут его, но находят не сразу.

На практике это выглядит так: мы точно знаем фамилию и имя данного писателя, но вспомнить никак не можем. Нередко возникает и обратная ситуация: где-то уже слышали это слово, но где именно никак не вспоминается.

Полезный совет. Маршрутизатором для нахождения синаптических мостов «под снегом» станут ассоциации — осваивайте мнемотехнику.

Эффект спящего

Человеку свойственно часто ошибаться по поводу источника имеющейся у него информации. Мы думаем, что знаем этот термин, потому что выучили его во времена студенчества из учебника, в достоверности которого никто не сомневается. На самом деле оказывается, что слышали его мельком по телевизору, да ещё к тому же точность формулировки оставляла желать лучшего.

Полезный совет. Перепроверяйте информацию, которая относится к долговременной памяти.

Ложные воспоминания

Если все люди, очевидцы одного и того же события, скажут, что произошло нечто, чего на самом деле не было, человек в 90% случаев повторит за ними то же самое. При этом будет уверен, что это действительно имело место быть, просто он запамятовал детали.

Полезный совет. Научитесь доверять себе и не идти на поводу у толпы лишь потому, что так говорят все.

Стереотипное сознание

Память подстраивается под стереотипы человеческого сознания. Если в современном обществе популярен культ женской фигуры «90-60-90», мужчины лучше запоминают девушек именно с таким телосложением. Расист будет уверен, что преступление совершил мужчина негроидной расы и даже пойдёт свидетелем, что он сам это видел, хотя на самом деле ничего не было.

Полезный совет. Развивайте самосознание, свободное от рамок, условностей и стереотипов общества.

Кривая забывчивости

Все мечтают обладать феноменальной памятью и помнить до мельчайших подробностей события уже давно минувших дней. Многие расстраиваются, когда не могут вспомнить, как звали соседку по парте в 1 классе. На самом деле мозг — невероятно умное устройство, и он просто стирает ту информацию, которая не только устарела и никогда не воспроизводилась, но ещё и совершенно бесполезна.

Полезный совет. Не стоит расстраиваться, если какие-то моменты из прошлого забылись навсегда: значит, мозг посчитал их бесполезными.

Реконсолидация

Под действием эмоционального и стрессового фактора процесс фиксации информации происходит гораздо быстрее и качественнее. Поэтому человек так часто воспроизводит неприятные моменты — ссоры, разговор с начальником, унижения.

Полезный совет. Чтобы не травмировать лишний раз память и не засорять её ненужной и неприятной информацией, старайтесь любыми способами укреплять нервную систему и избегать психотравмирующих ситуаций.

Инфантильная амнезия

Морские свинки помнят всё, чему их обучали с самого рождения. Человеческая память не имеет такого свойства. Мы воспроизводим лишь ту информацию, которая была получена после 3 лет. Психологи до сих пор не могут найти объяснения данному феномену.

Полезный совет. С этим можно только смириться. Или стать морской свинкой.

Вспышки

Иногда человек помнит какое-то событие максимально ярко: свадьбу, похороны, путешествие. Проходит 5 лет, 10, 20, а воспоминания остаются всё такими же чёткими и детальными. К сожалению, это ложная картинка. Как показали исследования, 50% информации оказывается неверной, так как приукрашивается и додумывается в момент воспроизведения.

Полезный совет. Старайтесь уходить от таких вспышек. Чем реже будете извлекать подобную информацию из хранилища — тем точнее её сохраните.

Навязчивость

Порой трудно бывает освободиться от навязчивых воспоминаний, преследующих по пятам: то и дело всплывают в памяти то развод, то увольнение, то какие-то обидные слова. Они способны довести до депрессии и даже суицида. Это свидетельство перенесённой психологической травмы.

Полезный совет. В таких случаях нужно обязательно обращаться к психологу. Самому освободиться от навязчивых воспоминаний крайне трудно.

Все эти свойства человеческой памяти активно используют в своей работе психологи и психотерапевты, чтобы помочь личности преодолеть внутренние кризисы и навсегда избавиться от травмирующих моментов. В обычной жизни, зная о них, можно сделать это самостоятельно, учитывая те советы, которые были даны к каждой из особенностей.

С миру — по нитке. Учёные из Лос-Анджелеса утверждают, что совсем скоро можно будет переносить воспоминания из одного мозга в другой с помощью молекул РНК. Захотели поделиться с кем-то своими впечатлениями и опытом — не обязательно будет рассказывать: ваш собеседник сможет сам пережить их.

Функции

Согласно психологии, памяти человека свойственны функции, которые составляют её основу. Они напоминают действия, которые мы воспроизводим с обычным USB-носителем.

Запоминание / запись

USB-носитель: перекидываем информацию с одного носителя на другой (с одной флешки на другую).

Память: переводим материал из кратковременной перспективы в долгосрочную. Сначала — фильтрация нужной информации (с помощью сенсорной системы), затем — её обработка (многократные повторения, ассоциации и прочие методы). Выстраивание нового синаптического моста, развитие новых нейронных связей.

Сохранение / фиксация /архивация

USB-носитель: нажимаем кнопку «Сохранить», закрываем оба носителя.

Память: убеждаемся в том, что запомнили материал (повторили стихотворение, заученное наизусть) и перешли к обработке новой информации. Время от времени необходимо возвращаться к возведённому синаптическому мосту, чтобы убедиться в его крепкости. Здесь вступают в силу семантическая и эпизодическая памяти, о которых было рассказано выше.

Воспроизведение / извлечение

USB-носитель: в нужный момент включаем USB-носитель, открываем нужный документ и работаем с ним.

Память: на уроке литературы извлекаем из долговременной памяти заученное наизусть стихотворение. После сигнала в мозг нейроны обращаются к нужному синаптическому мосту. Чем он крепче, тем быстрее будет воспроизведение. Чтобы не допустить ошибок, хорошо использовать «опорные точки» и ассоциативные связи. Как именно это делать, можно узнать из дидактической теории развития памяти и мнемотехники.

Забывание / удаление

USB-носитель: если информация на флешке устарела или оказалась испорченной и мы уверены, что она больше не нужна, мы её удаляем.

Память: примерно то же самое делает мозг. Однако не всегда забывание связано с тем, что какие-то воспоминания теряют актуальность и оказываются невостребованными. Причины могут быть разными: например, недостаточная фиксация (плохо запомнили), возраст (у малышей и стариков это происходит непроизвольно), отсутствие мотивации.

К данной функции памяти в психологии сложилось неоднозначное мнение. Ряд специалистов считает, что она отрицательная, так как отражает общее ухудшение памяти. Чем больше материала забывается, тем меньше успехов можно добиться в обучении и карьере. Другие учёные наделяют процесс удаления информации из хранилищ положительными свойствами. Они сравнивают его с генеральной уборкой: там высвобождается место под новые впечатления и факты.

А Вы знали, что воспоминания одного и того же события разными людьми всегда будут отличаться друг друга? Одни фиксируют своё внимание на цветовом восприятии, другие — на комфортных ощущениях, третьи могут вообще вместо картины в музее рассматривать охранника.

Виды

В психологии выделяют различные виды памяти, причём для классификаций служат разные основания.

По характеру психической активности:

  • двигательная (моторная),
  • эмоциональная,
  • смысловая (логическая),
  • образная,
  • слуховая,
  • вкусовая,
  • зрительная (сенсорная, визуальная, фотографическая, пространственная),
  • тактильная,
  • социальная,
  • эйдетическая.

По характеру целеполагания:

  • произвольная,
  • непроизвольная.

По продолжительности сохранения информации:

  • ультракратковременная (иконическая и эхоическая),
  • кратковременная,
  • оперативная,
  • долгосрочная.

По организации запоминания:

  • эпизодическая,
  • процедурная (автоматическая).

По инструментам воспроизведения информации:

  • собственная внутренняя память человека (так называемая «оперативка»), когда человек пользуется лишь данными личного хранилища, внутренними ресурсами,
  • внешняя (воспроизведение происходит с помощью фотографий, видеороликов, напоминаний, т. е. с использованием внешних ресурсов).

Подробнее о каждом виде и имеющейся в психологии классификации мы рассказывали в отдельном обзоре.

Имейте в виду. У «жаворонков» мнемонические способности наиболее эффективны с 8 утра до полудня, у «сов» — с 20.00 до полуночи. Им следует запоминать необходимую информацию (учить стихи, готовиться к экзаменам или докладам) именно в этот временной промежуток.

Проявления

Психологи сравнивают память у разных людей с отпечатками пальцев, утверждая, что у каждого она формируется и развивается совершенно по разному. Связано это с их индивидуальными особенностями.

Ведущая психическая деятельность

В первую очередь личностные проявления памяти определяются характером ведущей психической деятельности, о котором уже было сказано выше.

Пример. В одну группу обучения вождению попали кинестетик, визуал и аудил. Тема занятия — «Как справиться с неуправляемым заносом на дороге». Чтобы усвоить (запомнить) материал, который объясняет преподаватель:

  • кинестетик должен сам сесть за руль (хотя бы в учебном тренажёре) и собственноручно повторить алгоритм действий в данной ситуации,
  • визуалу достаточно наглядного материала: плаката или видеоролика, запись материала также будет весьма кстати,
  • аудил может ничего не записывать и даже не смотреть на доску — он запоминает материал с помощью органов слуха.

Зная свой ведущий тип психической деятельности, человек может в несколько раз улучшить и ускорить процесс запоминания. Кинестетику для этого нужно всё потрогать, визуалу — увидеть, аудилу — услышать.

Качество памяти

В зависимости от степени развития психических функций, у каждого человека память будет различаться своим качеством. Всем известно, что она бывает феноменальной, прекрасной, посредственной и даже плохой.

Она считается хорошей, если характеризуется такими параметрами, как:

  • высокая скорость запоминания,
  • длительное хранение информации,
  • точное воспроизведение до мельчайших подробностей,
  • готовность воссоздания синаптических и нейронных связей для быстрого воспроизведения.

Все эти параметры могут по-разному сочетаться друг с другом, что также приводит либо к хорошему качеству памяти, либо к проблемам с ней. Например:

  • максимально удачное сочетание — высокая скорость запоминания + медленное забывание,
  • посредственный тандем — невысокая скорость запоминания + медленное забывание,
  • частично удачная комбинация — высокая скорость запоминания + быстрое забывание,
  • самая низкая продуктивность у пары — невысокая скорость запоминания + быстрое забывание.

К личностным проявлениям часто относят объём памяти. С одной стороны, она, действительно, не одинакова у разных людей. Кто-то из 20 продиктованных слов может запомнить только 5, а другие безошибочно воспроизведут все. Однако психологи утверждают, что этот параметр у всех одинаков. Просто кто-то умеет пользоваться максимумом предоставленного объёма, регулярно тренируя и развивая память. Другие же не считают нужным тратить на это время, и в результате потом жалуются на то, что она у них плохая.

Ничего себе! В Индии есть жрецы, которые наизусть знают все песни «Махабхараты» (древнеиндийского эпоса) в 300 000 строк.

Проблемы и нарушения

Если начались проблемы с процессами запоминания или воспроизведения информации, нельзя относиться к этому легкомысленно. Многие не обращаются в больницу лишь потому, что не знают, какой врач лечит память. Чаще всего это невролог или невропатолог. Но с незначительными нарушениями на первичную консультацию можно прийти к психологу или психотерапевту.

Болезни памяти диагностируются посредством различных лабораторных и инструментальных исследований. Их достаточно трудно дифференцировать друг от друга, так как классификация обширна.

Дисмнезии — количественные нарушения:

  • гипермнезия — запоминание ненужных подробностей,
  • гипомнезия — частичное воспроизведение информации из прошлого,
  • анэкфория — неспособность к произвольному запоминанию,
  • скотомизация — выборочное забывание событий с целью избавиться от боли, которую они причиняют,
  • палимпсесты — выпадение из жизни на время алкогольного опьянения,
  • ретроградная амнезия — забывание событий до какого-то определённого момента,
  • антероградная — забывание событий после определённого момента,
  • конградная — выпадение из жизни на время тяжёлой болезни (комы),
  • антероретроградная — полная потеря памяти,
  • фиксационная — неспособность фиксировать и воспроизводить информацию,
  • прогрессирующая — забывание по направлению от близлежащего момента к дальнему,
  • стационарная — стойкая потеря,
  • регрессирующая — постепенное воспроизведение забытого материала,
  • ретардированная — путаница в хронологии,
  • аффектогенная — из-за нервного срыва,
  • истерическая — забывание отдельных моментов.

Парамнезии — качественные нарушения:

  • псевдореминисценция — отсутствие ощущения временной границы (прошлое воспринимается как настоящее),
  • конфабуляция — ложные воспоминания (замещающие и фантастические),
  • конфабулез — лёгкая форма конфабуляции,
  • криптомнезия — присвоение чужих воспоминаний,
  • эхомнезия — утрированное воспроизведение информации с эмоциональной подоплёкой.

Феномены ложных воспоминаний:

  • жаме вю — знакомое кажется неизвестным,
  • дежа векю — новые события кажутся уже пережитыми,
  • дежа антандю — новые звуки кажутся знакомыми,
  • жаме антандю — привычные звуки кажутся неизвестными,
  • жаме сю — невозможность вспомнить прочно зафиксированный материал.

Классификация Лурии:

  • модально-неспецифические болезни — нарушение слуховых, двигательных, зрительных анализаторов, находящихся глубоко под коркой,
  • модально-специфические — нарушения поверхностных зон анализаторов: акустического, зрительно-пространственного, слухоречевого, двигательного,
  • системно-специфические — нарушения речевых анализаторов.

К нарушениям также относятся:

  • потеря (частичная и полная, внезапная и постепенная, прогрессирующая и регрессирующая),
  • провалы (регрессирующие и прогрессирующие, стационарные и фиксационные).

Каждое из нарушений требует отдельной диагностики и курса лечения.

Развенчиваем мифы. Многие свято верят в то, что кофе улучшает мнемонические способности и способствует более быстрому запоминанию. На самом же деле он лишь временно позволяет сконцентрировать внимание на чём-то важном.

Развитие

Даже при стойких нарушениях и затяжных болезнях возможна коррекция памяти. Если ситуация серьёзна (амнезия после черепно-мозговой травмы или комы), этим должен заниматься исключительно специалист. Если достаточно будет тренировок, с этим можно справиться самостоятельно (игры и упражнения для этих целей). К самым популярным методикам относятся следующие.

Авторские методики:

  • интеллект-карта Тони Бьюзена,
  • сверхзадачи Бехтеревой,
  • японская методика Рюта Кавашима,
  • методика скорочтения Васильевой,
  • методика спецслужб по Букину.

Техники:

  • мнемотехника (приём аббревиатур, рифмизация, созвучия, закономерности, ассоциации, методы Цицерона и Айвазовского),
  • эйдетика (комплексное развитие),
  • «Джордано» (развитие сложных функций интеллекта).

Самые популярные способы развития:

  • ассоциативные ряды,
  • механическое заучивание наизусть,
  • чтение и проговаривание вслух,
  • вербальные игры (со словами),
  • математические задачки на логику, решение уравнений, устный счёт без калькулятора,
  • упражнения и тренажёры с иллюстрациями («Найди отличия»),
  • онлайн-тренажёры, игры в гаджетах.

Отдельные методы:

  • таблица Шульте (запоминание чисел),
  • метод Айвазовского (развитие визуализации),
  • метод Цицерона.

Необычные способы:

  • ароматерапия,
  • медитативные практики,
  • нейробика,
  • занятия спортом,
  • музыкотерапия.

Лекарственные препараты для улучшения:

  • Ноопепт (Noopept) — ноотроп,
  • Билобил (Bilobil) — ангиопротектор,
  • Глицин (Glycine) — антидепрессант,
  • Аминалон (Aminalon) — ноотроп,
  • Интеллан (Intellan) — психотроп,
  • Церебролизин (Cerebrolysin) — ноотроп.

Как гласит народная мудрость, «затеряться можно где угодно, только не в своей памяти», и это тонко подмечено. Нет людей с плохими мнемоническими способностями — они у них просто не развиты или нарушены на уровне физиологии. В первом случае будет достаточно интенсивных и регулярных тренировок, чтобы исправить ситуацию. Во втором понадобится помощь профессионала и медикаментозное лечение. Главное, что всё исправимо. Помните, что от этой психической функции напрямую зависит ваш личностный рост и успешность.

Какие проблемы с памятью возникают в разном возрасте и как остановить её ухудшение? Ответ на этот вопрос по ссылке.

,Память — удивительная способность человека, которая не устаёт удивлять исследователей, изучающих её особенности. Состоящая,В зависимости от функций и индивидуальных особенностей в психологии выделяют различные виды памяти у,Проблемы с памятью бывают у всех, но только возникают и протекают они по-разному. У,На протяжении многих лет в психологии не утихают споры о том значении, которое имеет

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Экспертные статьи о заболеваниях, методы лечения и профилактики, все про ингаляторы и лекарственные средства