В процессе обучения ребёнку предлагается усвоить столько информации, что без достаточного объёма памяти он просто не сможет этого сделать. А чтобы смог, с ним нужно регулярно заниматься. Есть специальные методики, которые позволяют эффективно решать данную задачу. Активно использовать их должны не только учителя и воспитатели, но и родители.
Методы
Для начала нужно познакомиться, какие именно методы развития памяти у детей есть и какие из них можно удачно реализовать в домашних условиях. Не лишним будет узнать также в детском саду и в школе, что используют там, чтобы не было противоречий в педагогических системах.
Игры
Так как ведущей деятельностью в детском возрасте является игровая (особенно у дошколят и в начальной школе), этот метод развития памяти считается одним из самых эффективных. Выбор достаточно большой. Главное — вписаться в возрастные рамки.
Для развития зрительной памяти
- «Идём на выставку»
Даётся иллюстрация, картинка, репродукция художественного полотна (в зависимости от возраста) для изучения на 30-60 секунд. Задача — подробно описать её.
- «Аукцион»
Выставляется несколько игрушек и через минуту убирается. Кто больше и подробнее опишет понравившиеся предметы, тот выигрывает.
Для развития слуховой памяти
- «Рассказываем сказку»
В группе из 5-7 человек каждый по очереди сочиняет 2-3 предложения, все последующие рассказчики не должны путаться в персонажах и должны продолжать сюжетную линию, чтобы получилась сказка.
- «Магазин»
Проговорить список покупок (количество варьируется в зависимости от возраста), чтобы ребёнок его запомнил.
Данные игры помогут развить память у дошкольников и в начальных классах. Подросткам необходимо предложить нечто иное. В частности, настольные (шахматы, шашки, лото) и компьютерные (стратегии, экшен).
Больше игр на развитие памяти смотрите по ссылке.
Упражнения
Тренировать память хорошо помогают специальные упражнения. Они уже лишены игровой формы и подготавливают детей к тому, что этот процесс зачастую требует усилий и усидчивости. В подростковом возрасте данный метод становится ведущим.
- «Запомни слова»
Взрослый вслух произносит несколько слов, не связанных между собой. Задание — повторить их в той же последовательности сразу, через полчаса и через 2-3 часа.
- «Море звуков»
Включается мелодия или любой звук. Нужно угадать песню, музыкальное произведение или кто произносит подобные звуки и где мы их можем слышать.
- «Кот в мешке»
Запустив руки в закрытый и плотный мешок, нужно ощупать лежащие там предметы и назвать, что это.
- «Юный художник»
Взрослый называет слова, ребёнок их рисует. При этом не обязательно изображать каждую деталь и стремиться к пропорциям и эстетической художественности. Задача — назвать эти слова через час, используя собственные иллюстрации.
Упражнения, развивающие память, хороши тем, что их можно использовать буквально в любом возрасте, правильно подобрав задания. После 12 лет ребёнок может выполнять их самостоятельно, без контроля взрослых.
Техники для различного возраста — в статье ранее.
Нейробика
Нейробика — гимнастика для мозга. Современная развивающая технология, находящаяся на пике популярности. Появились уже программы, адаптированные для детского возраста.
- Устный счёт в уме, без калькулятора.
- Разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок.
- Ходите с ребёнком в детский сад, школу, магазин или просто на прогулку разными маршрутами. Пусть он запоминает особенности каждого.
- Начиная с 10 лет, просите его раз в неделю совершать привычные действия другой рукой: чистить зубы, держать ложку, писать.
- Задавайте элементарный вопрос ребёнку и просите его ответить по-разному.
Пример последнего задания.
Вопрос: какое это яблоко?
Возможные ответы:
- «Вкусное» (зелёное, большое и другие его характеристики с помощью прилагательных).
- «Мне нужно его попробовать, чтобы ответить на этот вопрос».
- «Оно было куплено в магазине» / «Оно было недавно сорвано в саду» и т. д.
Нейробика развивает мышление, мозговую деятельность и интеллектуальные способности, а попутно с ними тренируется и память. Объём запоминаемой информации становится больше.
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика синхронизирует работу правого и левого полушарий, а также помогает развивать речевые способности ребёнка в раннем возрасте. Специалисты утверждают, что её нужно обязательно включать в занятия для тренировки памяти от 3 до 10 лет и даже старше. Существует огромное количество комплексов в стихах, которые будут интересны всем деткам:
- Сорока-белобока,
- Зайка,
- Замок,
- Кораблик,
- Ягодки,
- Клён,
- Рыбки и многие другие.
Пример упражнения «Замок»:
Все стихи для упражнений пальчиковой гимнастики читаются взрослыми чётко, ритмично, но не спеша. В первый раз можно сделать всё вместе, а затем попросить ребёнка повторить движения под слова взрослого самостоятельно.
Речевая зарядка
Чтобы развить память у ребёнка, с ним обязательно нужно проговаривать скороговорки. С возрастом они должны становиться всё сложнее и длиннее. Они активизируют речевые зоны мозга и укрепляют нейронные связи.
- Для дошкольников
У Ивашки — рубашка, у рубашки — кармашки,
Кармашки — у рубашки, рубашка — у Ивашки.
- Для начальной школы
На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора.
- Для подростков
Сшит колпак не по колпаковски, вылит колокол не по колоколовски.
Надо колпак переколпаковать и перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать и перевыколоколовать.
Авторские методики
Методика Домана
Автор: Гленн Доман — американский физиотерапевт, работавший с детьми, страдающими тяжёлыми поражениями ЦНС.
Другие названия: паттернинг, методика Домана-Делакато.
Суть: начинать развивать основные психические процессы с раннего детства.
Основные принципы:
- начало занятий — с 6-месячного возраста,
- только позитивный настрой: всегда хвалить, поощрять, не кричать, не наказывать,
- заниматься только в благоприятной атмосфере, когда у ребёнка есть желание и хорошее настроение,
- занятия должны быть короткими, чтобы он не успевал уставать,
- применять разнообразный, но построенный в логической последовательности материал,
- регулярный характер занятий,
- отсутствие контрольных и проверочных занятий на оценку.
Многим детским психологам и воспитателям методика Домана позволяет активно и многосторонне подготовить ребёнка к школе. По мнению Гленна, с 6-7 лет начинается уже чистое обучение, которое вытесняет процессы естественного развития.
Методика Монтессори
Автор: Мария Монтессори — итальянский врач, педагог.
Другие названия: методика раннего развития.
Суть: предоставить ребёнку полную свободу в развитии, особое внимание этому уделять в раннем возрасте.
Основные принципы:
- чем раньше начинаются тренировки — тем лучших результатов можно добиться,
- опора именно на непроизвольную память: ребёнок сам выбирает формы, методы и техники занятий,
- поэтому основная деятельность — игровая,
- занятие заканчивается тогда, когда он устаёт,
- взрослые играют роль наблюдателя,
- мнемонические способности развиваются вместе с интеллектом, воображением, моторикой, логикой и речью.
В отличие от Гленна Домана, методика Монтессори охватывает не только возраст до 6 лет, но и школьный период жизни.
Ещё целый ряд развивающих методик:
- Говарда Гарднера (США) — изучение английского языка с пелёнок (за счёт словарного запаса расширяется объём сохранённой информации, которую постоянно нужно воспроизводить).
- Самбурской А. А. (Россия) — все занятия проходят под музыкальное сопровождение, которое активизирует работу мозга и улучшает кровообращение.
- Дьеныша З. П. (Венгрия) — с помощью логических задач.
- Зайцева Н. А. (Россия) — обучение чтению с ранних лет. Складовой принцип с помощью специальных кубиков.
- Сесиль Лупан (Бельгия) — индивидуальный подход на любом возрастном этапе.
- Супругов Никитиных (Россия) — опора на непроизвольную память и личностный опыт.
- Макато Шичида (Япония) — развитие феноменальной фотографической памяти с раннего возраста.
Авторские методики представляют собой целую педагогическую систему и используются чаще всего в детских садах, школах и развивающих центрах. Однако и родителям тоже полезно заимствовать из них определённые идеи.
Возрастные особенности
У дошкольников
Возраст: 4-5 лет.
Особенности процессов запоминания и воспроизведения у детей раннего возраста:
- чем выше интеллектуальные способности и чем лучше развита речь — тем крепче нейронные связи,
- работает в основном непроизвольная память, которая тренируется в процессе игры, увлекая и заинтересовывая ребёнка,
- произвольная ещё плохо развита: нежелательно ставить прямую цель — выучи (запомни) стихотворение, песню и т. д.,
- основная база хранения — кратковременная, но при постоянных тренировках и повторах начинает формироваться долгосрочная,
- основные причины нарушений и проблем — психологическая травма, врождённые заболевания, педагогическая запущенность.
Основная задача: развивать у детей дошкольного возраста одновременно речь, интеллектуальные способности, внимание и память.
Ведущие типы:
- кратковременная,
- непроизвольная,
- образная.
Самые выигрышные методики:
- игра (как ведущая деятельность в дошкольном возрасте),
- пальчиковая гимнастика,
- речевая зарядка.
Остальные методики (упражнения, мнемотехника) используются, но реже и не так эффективно. Чтобы развитие памяти у детей дошкольного возраста происходило в соответствии с нормами, данным вопросом должны заниматься и воспитатели в детском саду, и родители дома. Если упустить этот момент, в начальной школе возникнут серьёзные проблемы с учёбой.
В начальной школе
Первый этап
Возраст: 6-7 лет.
Особенности процессов запоминания и воспроизведения у детей младшего школьного возраста:
- всё ярче обнаруживается связь основных психических процессов: мышления, внимания, памяти, речевых особенностей — от уровня сформированности и степени развития одного зависят и другие,
- постепенно начинает включаться в работу произвольная память, когда перед ребёнком ставится конкретная задача выучить что-то посредством элементарных повторений,
- для этого начинают прикладываться усилия, что требует усидчивости,
- от этого напрямую зависит адаптация ребёнка к школе и его успехи в учёбе,
- основной базой хранения остаётся кратковременная, но при этом интенсивно и достаточно быстро формируется долгосрочная,
- причины нарушений и проблем — психологическая травма, педагогическая запущенность.
Основная задача: развить память и внимание, подготовить ребёнка к новым видам занятий.
Ведущие типы:
- кратковременная,
- непроизвольная,
- образная, эмоциональная.
Самые выигрышные методики:
- дидактическая игра,
- пальчиковая гимнастика,
- речевая зарядка,
- упражнения.
Второй этап
Возраст: 8-9 лет.
Особенности процессов запоминания и воспроизведения у младших школьников:
- связь психических процессов начинает ослабевать: развивается в первую очередь то, на что был сделан упор, — высокий IQ или грамотная речь без ошибок в этом возрасте не являются гарантией крепкой и хорошей памяти,
- усидчивые, успешные в учёбе дети понимают, как важно развивать произвольную, выборочную память, тогда как для трудных учеников ведущей остаётся непроизвольная,
- многократные повторения и заучивания наизусть обязательны,
- баланс между краткосрочной и долговременной памятью достаточно индивидуален: у кого-то ведущей базой хранения информации остаётся первая, у других её догоняет последняя,
- основные причины нарушений и проблем — психологическая травма, перенесённые инфекционные заболевания, педагогическая запущенность.
Основная задача: использование разнообразных методик, чтобы развить разные виды памяти.
Ведущие типы:
- кратковременная,
- произвольная и непроизвольная — одинаково,
- образная, эмоциональная, двигательная.
Самые выигрышные методики:
- дидактическая игра,
- речевая зарядка,
- упражнения,
- логические задачи.
Развивать память у маленьких учеников в начальной школе должны в первую очередь учителя, а родители и психологи активно им помогать.
В среднем звене
Возраст: 10-12 лет.
Особенности процессов запоминания и воспроизведения в переходный период:
- если речь и внимание на предыдущих этапах были развиты недостаточно, хромают и мышление с памятью, но последние более тесно связаны между собой, поэтому их следует продолжать развивать параллельно,
- несмотря на то, что непроизвольная память остаётся наиболее эффективной и не вызывающей затруднений, на первый план выходит произвольная, так как именно она обеспечивает возможность запоминать требуемый объём учебного материала,
- продолжаются многократные повторения и заучивания наизусть как основа развития,
- к этому возрасту в норме должна быть полностью сформирована долговременная,
- основные причины нарушений и проблем — психологическая травма, заболевания, ЧМТ, начало пубертатного периода.
Основная задача: развить память ребёнку в плане объёма, чтобы подготовить его к старшему звену.
Ведущие типы:
- кратковременная и долговременная,
- произвольная,
- образная, эмоциональная, двигательная, словесно-логическая.
Самые выигрышные методики:
- дидактическая игра,
- упражнения,
- нейробика,
- логические задачи.
Развитием памяти у детей в среднем звене школы занимаются учителя-предметники, родители и при необходимости психологи.
У подростков
Первый этап
Возраст: 12-13 лет.
Особенности процессов запоминания и воспроизведения в младшем подростковом возрасте:
- развитие разных психических процессов постепенно выравнивается,
- произвольная память полностью сформирована, ребёнок умеет её использовать на все 100,
- сокращается количество повторений, заучивание наизусть используется только для стихотворений и формул, потому что основой становится личностный опыт и полное усвоение информации, которую необходимо зафиксировать,
- подросток учится использовать долговременную, но при этом необходимо постоянно тренировать и краткосрочную,
- для расширения кругозора рекомендуется начать посещать кружки, секции, найти хобби,
- основные причины нарушений и проблем — психологическая травма, гормональный сбой в результате полового созревания, перенесённые заболевания.
Основная задача: улучшить память, если какие-то моменты до этого были упущены, и развивать её в плане объёма и многообразия типов.
Ведущие типы:
- кратковременная и долговременная,
- произвольная,
- образная, эмоциональная, двигательная, словесно-логическая.
Самые выигрышные методики:
- упражнения,
- нейробика,
- компьютерные и настольные игры,
- логические задачи.
Второй этап
Возраст: 14-17 лет.
Особенности процессов запоминания и воспроизведения в старшем подростковом возрасте:
- для дальнейшего развития основных психических процессов школьной программы становится мало, необходимо постоянно давать подростку дополнительную нагрузку,
- произвольная и непроизвольная по степени значимости и частоте использования выравниваются,
- для запоминания информации при хорошо развитом мышлении достаточно её понимания и личной заинтересованности в ней,
- по своему функционированию выравниваются долгосрочная и кратковременная,
- развитие максимально приближается к состоянию памяти у взрослого человека,
- основные причины нарушений и проблем — психологическая травма, образ жизни (неправильное питание, курение, алкоголь), половое созревание.
Основная задача: переходить на более сложные методики, максимально приближенные к упражнениям и заданиям для взрослых.
Ведущие типы:
- кратковременная и долговременная,
- произвольная,
- образная, эмоциональная, двигательная, словесно-логическая.
Самые выигрышные методики:
- упражнения,
- компьютерные игры,
- квесты,
- мнемотехника,
- нейробика,
- логические задачи.
Учителя-предметники в старшей школе продолжают подбирать для учеников задания, чтобы развить память и другие психические функции. Роль родителей в этом вопросе постепенно сходит на нет, так как подростки сами начинают интересоваться упражнениями, тестами, задачами и мнемотехниками для индивидуальных тренировок.
Средства
Если, несмотря на регулярные занятия, у ребёнка всё равно плохая память, родителям следует обратиться к специалистам — психологу или нейропсихологу. Если это связано с заболеваниями или другими физиологическими факторами, а не педагогической запущенностью, могут быть назначены специальные средства.
Медикаментозные препараты:
- Аминалон,
- Билобил,
- Биотредин (для подростков),
- Глицин,
- Интеллан (для маленьких выпускается в форме сиропа),
- Нобен,
- Пантогам (есть в сиропе),
- Пирацетам,
- Тенотен,
- Фезам,
- Фенибут.
Медикаментозные препараты улучшают умственные способности, внимание, повышают работоспособность, активизируют мозговое кровообращение, нормализуют сон, успокаивают, корректируют процессы возбуждения и торможения в ЦНС. Их разрешается принимать только по назначению врача.
Витамины:
- 4-6 лет: ВитаМишки, АлфаВит «Детский сад», Vitrum Kids,
- 7-10 лет: Пиковит плюс, Doppelherz Kinder,
- старше 11 лет: Юнивит Кидс, Супрадин Кидс, Мульти-табс Юниор, АлфаВит «Школьник».
Витамины, разработанные специально для детей, должны пропиваться дважды в год полноценным курсом в любом возрасте.
Народные средства:
- девясил,
- клевер,
- яичные желтки (2 в день),
- грецкие орехи,
- морковь,
- сосновые почки,
- кора рябины,
- бананы,
- черника.
Тем, кто постарше (после 12 лет), можно давать народные средства на основе хрена и лукового сока при условии, что у них нет проблем с ЖКТ. Всё, что связано с фитотерапией, обязательно должно быть согласовано с врачом.
Родителям нужно также постоянно помнить о том, что без правильного питания, здорового образа жизни, умеренной физической нагрузки и благоприятной атмосферы в семье любые занятия могут оказаться провальными.
Методов и способов развить у ребёнка память много, начиная с игр и заканчивая серьёзными медикаментозными препаратами. Чтобы они были максимально эффективными, они должны носить регулярный характер с постепенным усложнением заданий и занятий. Кроме того, необходимо постоянно консультироваться со специалистами, чтобы не упустить важные моменты.
: Развитие памяти у взрослых
,Многие взрослые считают, что возрастные кризисы у детей начинаются не раньше 3-х лет. До,В жизни многих родителей складывалась такая ситуация: мирный, тихий, спокойный ребёнок вдруг стал настоящим,Память — высшая психическая функция, от которой нередко зависит успешность и качество жизни человека.,Александр Сазерленд Нилл, английский педагог, новатор в области образования, основатель школы Саммерхилл, как-то сказал: