Как развить память у ребёнка с учётом возрастных особенностей

В процессе обучения ребёнку предлагается усвоить столько информации, что без достаточного объёма памяти он просто не сможет этого сделать. А чтобы смог, с ним нужно регулярно заниматься. Есть специальные методики, которые позволяют эффективно решать данную задачу. Активно использовать их должны не только учителя и воспитатели, но и родители.

Методы

Для начала нужно познакомиться, какие именно методы развития памяти у детей есть и какие из них можно удачно реализовать в домашних условиях. Не лишним будет узнать также в детском саду и в школе, что используют там, чтобы не было противоречий в педагогических системах.

Игры

Так как ведущей деятельностью в детском возрасте является игровая (особенно у дошколят и в начальной школе), этот метод развития памяти считается одним из самых эффективных. Выбор достаточно большой. Главное — вписаться в возрастные рамки.

Для развития зрительной памяти

  • «Идём на выставку»

Даётся иллюстрация, картинка, репродукция художественного полотна (в зависимости от возраста) для изучения на 30-60 секунд. Задача — подробно описать её.

  • «Аукцион»

Выставляется несколько игрушек и через минуту убирается. Кто больше и подробнее опишет понравившиеся предметы, тот выигрывает.

Для развития слуховой памяти

  • «Рассказываем сказку»

В группе из 5-7 человек каждый по очереди сочиняет 2-3 предложения, все последующие рассказчики не должны путаться в персонажах и должны продолжать сюжетную линию, чтобы получилась сказка.

  • «Магазин»

Проговорить список покупок (количество варьируется в зависимости от возраста), чтобы ребёнок его запомнил.

Данные игры помогут развить память у дошкольников и в начальных классах. Подросткам необходимо предложить нечто иное. В частности, настольные (шахматы, шашки, лото) и компьютерные (стратегии, экшен).

Больше игр на развитие памяти смотрите по ссылке.

Упражнения

Тренировать память хорошо помогают специальные упражнения. Они уже лишены игровой формы и подготавливают детей к тому, что этот процесс зачастую требует усилий и усидчивости. В подростковом возрасте данный метод становится ведущим.

  • «Запомни слова»

Взрослый вслух произносит несколько слов, не связанных между собой. Задание — повторить их в той же последовательности сразу, через полчаса и через 2-3 часа.

  • «Море звуков»

Включается мелодия или любой звук. Нужно угадать песню, музыкальное произведение или кто произносит подобные звуки и где мы их можем слышать.

  • «Кот в мешке»

Запустив руки в закрытый и плотный мешок, нужно ощупать лежащие там предметы и назвать, что это.

  • «Юный художник»

Взрослый называет слова, ребёнок их рисует. При этом не обязательно изображать каждую деталь и стремиться к пропорциям и эстетической художественности. Задача — назвать эти слова через час, используя собственные иллюстрации.

Упражнения, развивающие память, хороши тем, что их можно использовать буквально в любом возрасте, правильно подобрав задания. После 12 лет ребёнок может выполнять их самостоятельно, без контроля взрослых.

Техники для различного возраста — в статье ранее.

Нейробика

Нейробика — гимнастика для мозга. Современная развивающая технология, находящаяся на пике популярности. Появились уже программы, адаптированные для детского возраста.

  1. Устный счёт в уме, без калькулятора.
  2. Разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок.
  3. Ходите с ребёнком в детский сад, школу, магазин или просто на прогулку разными маршрутами. Пусть он запоминает особенности каждого.
  4. Начиная с 10 лет, просите его раз в неделю совершать привычные действия другой рукой: чистить зубы, держать ложку, писать.
  5. Задавайте элементарный вопрос ребёнку и просите его ответить по-разному.

Пример последнего задания.

Вопрос: какое это яблоко?

Возможные ответы:

  • «Вкусное» (зелёное, большое и другие его характеристики с помощью прилагательных).
  • «Мне нужно его попробовать, чтобы ответить на этот вопрос».
  • «Оно было куплено в магазине» / «Оно было недавно сорвано в саду» и т. д.

Нейробика развивает мышление, мозговую деятельность и интеллектуальные способности, а попутно с ними тренируется и память. Объём запоминаемой информации становится больше.

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика синхронизирует работу правого и левого полушарий, а также помогает развивать речевые способности ребёнка в раннем возрасте. Специалисты утверждают, что её нужно обязательно включать в занятия для тренировки памяти от 3 до 10 лет и даже старше. Существует огромное количество комплексов в стихах, которые будут интересны всем деткам:

  • Сорока-белобока,
  • Зайка,
  • Замок,
  • Кораблик,
  • Ягодки,
  • Клён,
  • Рыбки и многие другие.

Пример упражнения «Замок»:

Пальчиковая гимнастика на развитие памяти у детей Замок

Все стихи для упражнений пальчиковой гимнастики читаются взрослыми чётко, ритмично, но не спеша. В первый раз можно сделать всё вместе, а затем попросить ребёнка повторить движения под слова взрослого самостоятельно.

Речевая зарядка

Чтобы развить память у ребёнка, с ним обязательно нужно проговаривать скороговорки. С возрастом они должны становиться всё сложнее и длиннее. Они активизируют речевые зоны мозга и укрепляют нейронные связи.

  • Для дошкольников

У Ивашки — рубашка, у рубашки — кармашки,

Кармашки — у рубашки, рубашка — у Ивашки.

  • Для начальной школы

На дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова на траве двора.

  • Для подростков

Сшит колпак не по колпаковски, вылит колокол не по колоколовски.

Надо колпак переколпаковать и перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать и перевыколоколовать.

Авторские методики

Методика Домана

Автор: Гленн Доман — американский физиотерапевт, работавший с детьми, страдающими тяжёлыми поражениями ЦНС.

Другие названия: паттернинг, методика Домана-Делакато.

Суть: начинать развивать основные психические процессы с раннего детства.

Основные принципы:

  • начало занятий — с 6-месячного возраста,
  • только позитивный настрой: всегда хвалить, поощрять, не кричать, не наказывать,
  • заниматься только в благоприятной атмосфере, когда у ребёнка есть желание и хорошее настроение,
  • занятия должны быть короткими, чтобы он не успевал уставать,
  • применять разнообразный, но построенный в логической последовательности материал,
  • регулярный характер занятий,
  • отсутствие контрольных и проверочных занятий на оценку.

Многим детским психологам и воспитателям методика Домана позволяет активно и многосторонне подготовить ребёнка к школе. По мнению Гленна, с 6-7 лет начинается уже чистое обучение, которое вытесняет процессы естественного развития.

Методика Монтессори

Автор: Мария Монтессори — итальянский врач, педагог.

Другие названия: методика раннего развития.

Суть: предоставить ребёнку полную свободу в развитии, особое внимание этому уделять в раннем возрасте.

Основные принципы:

  • чем раньше начинаются тренировки — тем лучших результатов можно добиться,
  • опора именно на непроизвольную память: ребёнок сам выбирает формы, методы и техники занятий,
  • поэтому основная деятельность — игровая,
  • занятие заканчивается тогда, когда он устаёт,
  • взрослые играют роль наблюдателя,
  • мнемонические способности развиваются вместе с интеллектом, воображением, моторикой, логикой и речью.

В отличие от Гленна Домана, методика Монтессори охватывает не только возраст до 6 лет, но и школьный период жизни.

Ещё целый ряд развивающих методик:

  • Говарда Гарднера (США) — изучение английского языка с пелёнок (за счёт словарного запаса расширяется объём сохранённой информации, которую постоянно нужно воспроизводить).
  • Самбурской А. А. (Россия) — все занятия проходят под музыкальное сопровождение, которое активизирует работу мозга и улучшает кровообращение.
  • Дьеныша З. П. (Венгрия) — с помощью логических задач.
  • Зайцева Н. А. (Россия) — обучение чтению с ранних лет. Складовой принцип с помощью специальных кубиков.
  • Сесиль Лупан (Бельгия) — индивидуальный подход на любом возрастном этапе.
  • Супругов Никитиных (Россия) — опора на непроизвольную память и личностный опыт.
  • Макато Шичида (Япония) — развитие феноменальной фотографической памяти с раннего возраста.

Авторские методики представляют собой целую педагогическую систему и используются чаще всего в детских садах, школах и развивающих центрах. Однако и родителям тоже полезно заимствовать из них определённые идеи.

Возрастные особенности

У дошкольников

Возраст: 4-5 лет.

Особенности процессов запоминания и воспроизведения у детей раннего возраста:

  • чем выше интеллектуальные способности и чем лучше развита речь — тем крепче нейронные связи,
  • работает в основном непроизвольная память, которая тренируется в процессе игры, увлекая и заинтересовывая ребёнка,
  • произвольная ещё плохо развита: нежелательно ставить прямую цель — выучи (запомни) стихотворение, песню и т. д.,
  • основная база хранения — кратковременная, но при постоянных тренировках и повторах начинает формироваться долгосрочная,
  • основные причины нарушений и проблем — психологическая травма, врождённые заболевания, педагогическая запущенность.

Основная задача: развивать у детей дошкольного возраста одновременно речь, интеллектуальные способности, внимание и память.

Ведущие типы:

  • кратковременная,
  • непроизвольная,
  • образная.

Самые выигрышные методики:

  • игра (как ведущая деятельность в дошкольном возрасте),
  • пальчиковая гимнастика,
  • речевая зарядка.

Остальные методики (упражнения, мнемотехника) используются, но реже и не так эффективно. Чтобы развитие памяти у детей дошкольного возраста происходило в соответствии с нормами, данным вопросом должны заниматься и воспитатели в детском саду, и родители дома. Если упустить этот момент, в начальной школе возникнут серьёзные проблемы с учёбой.

В начальной школе

Первый этап

Возраст: 6-7 лет.

Особенности процессов запоминания и воспроизведения у детей младшего школьного возраста:

  • всё ярче обнаруживается связь основных психических процессов: мышления, внимания, памяти, речевых особенностей — от уровня сформированности и степени развития одного зависят и другие,
  • постепенно начинает включаться в работу произвольная память, когда перед ребёнком ставится конкретная задача выучить что-то посредством элементарных повторений,
  • для этого начинают прикладываться усилия, что требует усидчивости,
  • от этого напрямую зависит адаптация ребёнка к школе и его успехи в учёбе,
  • основной базой хранения остаётся кратковременная, но при этом интенсивно и достаточно быстро формируется долгосрочная,
  • причины нарушений и проблем — психологическая травма, педагогическая запущенность.

Основная задача: развить память и внимание, подготовить ребёнка к новым видам занятий.

Ведущие типы:

  • кратковременная,
  • непроизвольная,
  • образная, эмоциональная.

Самые выигрышные методики:

  • дидактическая игра,
  • пальчиковая гимнастика,
  • речевая зарядка,
  • упражнения.

Второй этап

Возраст: 8-9 лет.

Особенности процессов запоминания и воспроизведения у младших школьников:

  • связь психических процессов начинает ослабевать: развивается в первую очередь то, на что был сделан упор, — высокий IQ или грамотная речь без ошибок в этом возрасте не являются гарантией крепкой и хорошей памяти,
  • усидчивые, успешные в учёбе дети понимают, как важно развивать произвольную, выборочную память, тогда как для трудных учеников ведущей остаётся непроизвольная,
  • многократные повторения и заучивания наизусть обязательны,
  • баланс между краткосрочной и долговременной памятью достаточно индивидуален: у кого-то ведущей базой хранения информации остаётся первая, у других её догоняет последняя,
  • основные причины нарушений и проблем — психологическая травма, перенесённые инфекционные заболевания, педагогическая запущенность.

Основная задача: использование разнообразных методик, чтобы развить разные виды памяти.

Ведущие типы:

  • кратковременная,
  • произвольная и непроизвольная — одинаково,
  • образная, эмоциональная, двигательная.

Самые выигрышные методики:

  • дидактическая игра,
  • речевая зарядка,
  • упражнения,
  • логические задачи.

Развивать память у маленьких учеников в начальной школе должны в первую очередь учителя, а родители и психологи активно им помогать.

В среднем звене

Возраст: 10-12 лет.

Особенности процессов запоминания и воспроизведения в переходный период:

  • если речь и внимание на предыдущих этапах были развиты недостаточно, хромают и мышление с памятью, но последние более тесно связаны между собой, поэтому их следует продолжать развивать параллельно,
  • несмотря на то, что непроизвольная память остаётся наиболее эффективной и не вызывающей затруднений, на первый план выходит произвольная, так как именно она обеспечивает возможность запоминать требуемый объём учебного материала,
  • продолжаются многократные повторения и заучивания наизусть как основа развития,
  • к этому возрасту в норме должна быть полностью сформирована долговременная,
  • основные причины нарушений и проблем — психологическая травма, заболевания, ЧМТ, начало пубертатного периода.

Основная задача: развить память ребёнку в плане объёма, чтобы подготовить его к старшему звену.

Ведущие типы:

  • кратковременная и долговременная,
  • произвольная,
  • образная, эмоциональная, двигательная, словесно-логическая.

Самые выигрышные методики:

  • дидактическая игра,
  • упражнения,
  • нейробика,
  • логические задачи.

Развитием памяти у детей в среднем звене школы занимаются учителя-предметники, родители и при необходимости психологи.

У подростков

Первый этап

Возраст: 12-13 лет.

Особенности процессов запоминания и воспроизведения в младшем подростковом возрасте:

  • развитие разных психических процессов постепенно выравнивается,
  • произвольная память полностью сформирована, ребёнок умеет её использовать на все 100,
  • сокращается количество повторений, заучивание наизусть используется только для стихотворений и формул, потому что основой становится личностный опыт и полное усвоение информации, которую необходимо зафиксировать,
  • подросток учится использовать долговременную, но при этом необходимо постоянно тренировать и краткосрочную,
  • для расширения кругозора рекомендуется начать посещать кружки, секции, найти хобби,
  • основные причины нарушений и проблем — психологическая травма, гормональный сбой в результате полового созревания, перенесённые заболевания.

Основная задача: улучшить память, если какие-то моменты до этого были упущены, и развивать её в плане объёма и многообразия типов.

Ведущие типы:

  • кратковременная и долговременная,
  • произвольная,
  • образная, эмоциональная, двигательная, словесно-логическая.

Самые выигрышные методики:

  • упражнения,
  • нейробика,
  • компьютерные и настольные игры,
  • логические задачи.

Второй этап

Возраст: 14-17 лет.

Особенности процессов запоминания и воспроизведения в старшем подростковом возрасте:

  • для дальнейшего развития основных психических процессов школьной программы становится мало, необходимо постоянно давать подростку дополнительную нагрузку,
  • произвольная и непроизвольная по степени значимости и частоте использования выравниваются,
  • для запоминания информации при хорошо развитом мышлении достаточно её понимания и личной заинтересованности в ней,
  • по своему функционированию выравниваются долгосрочная и кратковременная,
  • развитие максимально приближается к состоянию памяти у взрослого человека,
  • основные причины нарушений и проблем — психологическая травма, образ жизни (неправильное питание, курение, алкоголь), половое созревание.

Основная задача: переходить на более сложные методики, максимально приближенные к упражнениям и заданиям для взрослых.

Ведущие типы:

  • кратковременная и долговременная,
  • произвольная,
  • образная, эмоциональная, двигательная, словесно-логическая.

Самые выигрышные методики:

  • упражнения,
  • компьютерные игры,
  • квесты,
  • мнемотехника,
  • нейробика,
  • логические задачи.

Учителя-предметники в старшей школе продолжают подбирать для учеников задания, чтобы развить память и другие психические функции. Роль родителей в этом вопросе постепенно сходит на нет, так как подростки сами начинают интересоваться упражнениями, тестами, задачами и мнемотехниками для индивидуальных тренировок.

Средства

Если, несмотря на регулярные занятия, у ребёнка всё равно плохая память, родителям следует обратиться к специалистам — психологу или нейропсихологу. Если это связано с заболеваниями или другими физиологическими факторами, а не педагогической запущенностью, могут быть назначены специальные средства.

Медикаментозные препараты:

  • Аминалон,
  • Билобил,
  • Биотредин (для подростков),
  • Глицин,
  • Интеллан (для маленьких выпускается в форме сиропа),
  • Нобен,
  • Пантогам (есть в сиропе),
  • Пирацетам,
  • Тенотен,
  • Фезам,
  • Фенибут.

Медикаментозные препараты улучшают умственные способности, внимание, повышают работоспособность, активизируют мозговое кровообращение, нормализуют сон, успокаивают, корректируют процессы возбуждения и торможения в ЦНС. Их разрешается принимать только по назначению врача.

Витамины:

  • 4-6 лет: ВитаМишки, АлфаВит «Детский сад», Vitrum Kids,
  • 7-10 лет: Пиковит плюс, Doppelherz Kinder,
  • старше 11 лет: Юнивит Кидс, Супрадин Кидс, Мульти-табс Юниор, АлфаВит «Школьник».

Витамины, разработанные специально для детей, должны пропиваться дважды в год полноценным курсом в любом возрасте.

Народные средства:

  • девясил,
  • клевер,
  • яичные желтки (2 в день),
  • грецкие орехи,
  • морковь,
  • сосновые почки,
  • кора рябины,
  • бананы,
  • черника.

Тем, кто постарше (после 12 лет), можно давать народные средства на основе хрена и лукового сока при условии, что у них нет проблем с ЖКТ. Всё, что связано с фитотерапией, обязательно должно быть согласовано с врачом.

Родителям нужно также постоянно помнить о том, что без правильного питания, здорового образа жизни, умеренной физической нагрузки и благоприятной атмосферы в семье любые занятия могут оказаться провальными.

Методов и способов развить у ребёнка память много, начиная с игр и заканчивая серьёзными медикаментозными препаратами. Чтобы они были максимально эффективными, они должны носить регулярный характер с постепенным усложнением заданий и занятий. Кроме того, необходимо постоянно консультироваться со специалистами, чтобы не упустить важные моменты.

: Развитие памяти у взрослых

,Многие взрослые считают, что возрастные кризисы у детей начинаются не раньше 3-х лет. До,В жизни многих родителей складывалась такая ситуация: мирный, тихий, спокойный ребёнок вдруг стал настоящим,Память — высшая психическая функция, от которой нередко зависит успешность и качество жизни человека.,Александр Сазерленд Нилл, английский педагог, новатор в области образования, основатель школы Саммерхилл, как-то сказал:

Читайте также:  Детские страхи: как помочь ребёнку в зависимости от ситуации и возраста?
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Экспертные статьи о заболеваниях, методы лечения и профилактики, все про ингаляторы и лекарственные средства