Лучшие упражнения для развития памяти на каждый день: техники для любого возраста

Память относится к тем высшим психическим функциям, которые можно улучшать посредством тренировок, как мышцы, в течение всей жизни. За неё отвечает один из отделов мозга, которому нужно постоянно давать нагрузку. У кого-то он был недостаточно разработан ещё с детства из-за педагогической запущенности. У других был повреждён из-за травмы или тяжёлой патологии. Третьи чувствуют, как его работа замедляется из-за процессов старения: кровообращение нарушается, болезни дают о себе знать.

Однако всё это преодолимо. Нужно лишь регулярно выполнять упражнения для развития памяти, чтобы улучшить и укрепить её.

Для детей

Детям любого возраста упражнения на развитие памяти нужны, чтобы улучшить данные от природы или устранить имеющиеся дефекты. Из-за врождённых патологий, перенесённых инфекций, педагогической запущенности и других многочисленных факторов гиппокамп (отдел головного мозга, в котором записывается, сохраняется и воспроизводится информация) не может в полную силу выполнять возложенные на него функции. Вот тогда и понадобится тренировка.

Для дошкольников

Начинать выполнять упражнения специалисты рекомендуют с 4-5 лет. Они должны быть обязательно интересными, захватывающими и в игровой форме. Как только ребёнок устанет, занятие прекращается. Однако тренировки должны быть ежедневными.

«Магазин»

Родитель играет роль пожилого человека, который не может сам сходить в магазин и просит об этом своего внука (его роль выполняет ребёнок). Взрослый называет то, что нужно купить, и перечень необходимого нужно именно запомнить, записывать нельзя. Дошкольник должен сходить в воображаемый магазин и принести всё, что ему заказали. Для 5 лет будет достаточно называть 5-6 предметов.

«Подарки»

Ребёнок играет роль Деда Мороза. Взрослый в роли Снеговика-почтовика. Он рассказывает дошкольнику, кто что хочет получить на Новый год. Например, Ваня — мяч, Ира — куклу, Миша — сладкий сундучок и т. д. 5-6 имён будет достаточно. Задача Деда Мороза — не перепутать и точно повторить, что и кому он подарит.

Для тренировки памяти у дошкольников, которые постарше (6-7 лет), подбираются более сложные упражнения. Попутно они должны готовить их к школе.

«Я знаю 5 имён»

Популярная дворовая игра-упражнение, в которую раньше играли все подряд. Отлично развивает память и кругозор. Ребёнок набивает мяч и с каждым его ударом об землю называет 5 — имён (женских, мужских), географических названий (рек, стран, городов), фильмов, актёров и т. д. Чем старше дети, тем большее количество слов на заданную тематику им следует произносить.

«Мама укладывает в чемодан…»

Ещё одна игра-упражнение, которое можно выполнять семьёй. Каждый человек должен продолжить список вещей, которые мама укладывает в чемодан, но перед этим повторить всё то, что было названо до него другими игроками. Не забывайте, что ребёнку всего 6-7 лет, поэтому слишком длинные цепочки он сразу не воспроизведёт — разрешается подсказывать.

Для начальной школы

Упражнения, нацеленные на развитие памяти у школьников, способствуют их успешности в обучении. Это помогает запоминать большой объём информации и без труда воспроизводить его в нужный момент. Если заниматься с 1 класса (и даже раньше), у детей 9-10 лет не возникнет проблем с заучиванием стихов наизусть, пересказами, прорешиванием типичных задач и тестов, запоминанием формул.

Развитие зрительной памяти

Не знакомый ребёнку текст из курса литературного чтения, соответствующего тому классу, в котором он учится, предлагается ему для вдумчивого изучения. Одно условие: он должен быть напечатан достаточно крупно на листе формата А4. После этого он разрезается на несколько кусков, словно пазл, и школьник должен его собрать так, как он был представлен изначально.

Развитие слуховой памяти

Взрослый 2-3 раза зачитывает список из 10 простейших слов, желательно — разной тематики. Например, лиса, кастрюля, учитель, погода и т. д. Задание для ребёнка — сочинить сказку, употребив в ней все названные слова.

Для подростков

Из-за полового созревания и гормональных изменений, происходящих в пубертатный период, психологи настаивают на необходимости упражнений, разработанных специально для улучшения памяти у подростков. Они позволят им быть более уверенными в себе, побороть комплексы и страхи, которых у ребёнка 13 лет предостаточно. Подобные тренировки развивают у старших школьников ещё и мышление с вниманием, что отлично сказывается впоследствии на результатах выпускных экзаменов.

«Представляем и рисуем»

Взрослый зачитывает 10 названий картин, которые подросток должен представить в своём воображении. Например: Пантера на водопое, Семейное чаепитие, Строительство жилого комплекса, Экскурсия по Эрмитажу и т. д. Из приведённых примеров видно, что они должны быть достаточно сложными с точки зрения ассоциаций. Список произносится 2-3 раза. Через 2-3 часа школьник должен схематично изобразить как можно большее количество представленных картин.

«Интересное знакомство»

Подростку последовательно предлагается посмотреть 10 фотографий разных известных людей. Их не должно ничего связывать (например, Иван Грозный, Мэрилин Монро, Сергей Шойгу, Стив Джобс). Пока он их разглядывает, взрослый называет, как их зовут, и говорит, кто они такие (Грозный — царь, Монро — актриса, Шойгу — Министр, Джобс — миллионер, разработчик Apple и т. д.). Через час им снова даются эти же 10 фотографий, но в другой последовательности. Их задача — вспомнить и сказать, кто это.

Для взрослых

Если регулярно выполнять упражнения на развитие памяти у взрослых (по 15 минут в день), это позволяет:

  • улучшить личную продуктивность,
  • выполнять текущие дела и задания более эффективно,
  • не допускать ошибок в работе,
  • держать мозг в тонусе.

И всё это благодаря постоянному развитию памяти. Запоминая больше информации, легче оперировать необходимыми фактами в будущем.

Чтобы развить память у взрослого человека, психологи предлагают уделять этому по 15 минут в день. Для этого можно выполнять следующие упражнения.

«Дневник воспоминаний»

Выдалась свободная минутка? Не теряйте её зря. Попытайтесь в мельчайших подробностях вспомнить, что вы делали вчера в это самое время. Причём не просто, например, обедали, а что именно ели, где, с кем, воспроизведите звуки и запахи, которые вас окружали. Осилили это упражнение? А теперь усложняем его: вспомните, чем вы занимались неделю назад в этот час. И чем подробнее, тем лучше.

«Подслушано»

Сейчас в соцсетях очень популярны блоги и сообщества с аналогичным названием. Заведите и вы такой же, но только у себя в голове — для тренировки памяти, внимания и мышления одновременно. За 15 минут до сна постарайтесь вспомнить разговоры и речи, в которых вы не принимали участия, но которые вы случайно подслушали в течение дня. Это может быть что угодно: политические новости по радио, беседа коллег о распродаже, диалог в очереди в магазине. Попытайтесь воспроизвести их в уме в деталях. Вообразите, что тоже участвуете в разговоре. Что вы могли бы сказать? Как думаете, смогли бы поддержать общение?

«Сокровища пиратов»

Почувствуйте себя хоть ненамного ребёнком. Соберите в квартире 10 маленьких вещиц. Чем меньше и незначительнее они будут, тем эффективнее будет упражнение, чтобы развить память. Это может быть крупная пуговица, ручка-сувенир, небольшая открытка, брелок и т. д. Обязательно на всякий случай составьте их список и уберите его. Ваша задача — спрятать эти предметы в квартире как можно надёжнее. После этого можете благополучно предать их забвению, но ровно через неделю (поставьте себе напоминание на телефоне) нужно будет их все найти. Если что-то забыли — сверьтесь со списком.

Для пожилых

Тренировать память с помощью специальных упражнений надо и у пожилых людей. Улучшая её, они дольше сохраняют ясность и остроту ума, а также предупреждают развитие заболеваний, связанных с процессами старения, нарушением мозгового кровообращения и уменьшением интеллектуальной нагрузки.

После 50 лет психологи рекомендуют уделять упражнениям на развитие памяти не менее 30 минут в день.

«Большая неожиданность»

Смысл данного упражнения в том, чтобы ежедневно выполнять действия, которые ранее человеком освоены никогда не были. Например, сегодня 2-3 часа посвятить тому, чтобы разобраться в схемах вязания кружевных салфеток крючком и даже сделать несколько столбиков. Завтра выучить 10-20 слов на турецком языке. Послезавтра попробовать написать стихотворение. Т. е. не нужно ставить задачу, например, полноценно научиться работать лобзиком по дереву. Освоили несколько движений — и переходите к другой деятельности. Такое упражнение развивает многие отделы головного мозга, потому что заставляет его клетки восстанавливаться во время овладения новыми навыками. В том числе и память.

«Долой записи»

Не секрет, что пожилые люди часто пользуются списками, чтобы ничего не забыть: что нужно купить в магазине или аптеке, во сколько принимать лекарства, адреса и имена родных, близких и знакомых. Упражнение на развитие памяти заключается в том, чтобы постепенно отказываться от этих записей, заучивая их наизусть. Не нужно за один день пытаться запомнить все контакты из телефонной книжки. Выделите для этого конкретный временной промежуток — 3 дня или неделю. Затем переходите к следующему списку, а этот не забудьте регулярно вспоминать.

«Снова за партой»

Отличное упражнение, которое подойдёт для развития памяти у самых пожилых (после 70). Если начались провалы, не нужно выполнять что-то сложное, что только отнимет силы. Достаточно вспомнить школьную программу. Тренировка заключается в том, чтобы дважды в день в спокойной обстановке неспешным темпом вслух проговорить весь алфавит от А до Я. Его написанный вариант нужно держать где-то поблизости, чтобы в случае чего подсматривать (или пусть рядом кто-то подсказывает). Как только получится воспроизвести его весь без ошибки, следующий уровень сложности задания — так же медленно проговорить его в обратном порядке.

Для развития памяти и

и внимания

Есть комплексные упражнения для развития памяти и внимания, которые тренируют одновременно и то, и другое.

Упражнение Айвазовского

Заставляет концентрировать внимание на мелочах, изображённых на знаменитых картинах, запоминая их и воспроизводя все подробности. Начать можно с полотен, не отягощённых деталями. Это могут быть «Мона Лиза» (знаменитая «Джоконда») Леонардо да Винчи или «Незнакомка» Ивана Крамского. Чем лучше будут развиваться память и внимание, тем сложнее должны быть шедевры художников. Верхом искусства будет запомнить до крупиц «Последний день Помпеи» Карла Брюллова или «Фламандские пословицы» Питера Брейгеля.

«Маршрут»

В очередную прогулку внимательнее смотрите по сторонам. Придя домой, сами себе задайте такие вопросы, как: сколько пятиэтажек было на вашем пути? какие машины были припаркованы у магазина? много ли пожилых людей вы встретили по дороге? сможете ли вы описать, во что они были одеты? и т. д.

и мышления

Можно сделать уклон и в другую сторону — подыскать упражнения, которые бы развивали ещё и мышление.

«Тайм-менеджмент»

Оказывается, столь модные в последнее время техники управления временем попутно являются отличными упражнениями на развитие не только памяти, но и мышления. Для начала возьмите за правило каждый вечер планировать дела на завтра. Тренировка ума заключается в том, чтобы выбрать среди них наиболее и наименее значимые и правильно распределить их в течение дня. А дальше начинается прокачка памяти: выучите их в той последовательности, которую сами только что определили.

«Алогизмы»

Попросите кого-нибудь составить алогизмы — пары слов, которые на первый взгляд никак не связаны. Всего их должно быть 10. Сначала в тренировку включается мышление: составьте с ними такое предложение, чтобы они как-то соотносились друг с другом. Например, экзамен и волк. Что можно придумать: на экзамене мне попалась тема про волка. Предложение нужно запомнить. Очередь памяти наступит только на следующий день: чем больше назовёте составленных накануне фраз, тем успешнее справились с заданием.

В зависимости от типа памяти

Упражнения для развития зрительной памяти

«10 отличий»

Многие считают это детской игрой, хотя на самом деле это одно из лучших упражнений, которые можно слегка подкорректировать и использовать для развития памяти. Когда мы смотрим на две находящиеся рядом картинки и ищем разницу между ними, мы тренируем в первую очередь внимание. Как это сделать: сначала посмотрите на одну из них, изучайте её в течение 4-5 минут, запоминая каждую деталь. И только затем открывайте вторую и ищите отличия.

Детям подойдут иллюстрации со зверюшками и мультипликационными героями. Взрослым же рекомендуется начинать с более сложного уровня:

«Шерлок Холмс»

Научитесь замечать детали во внешности тех людей, с которыми вам пришлось общаться за день. Перед сном старайтесь вспоминать их образ и отвечать мысленно на вопросы: какого цвета у него глаза? какие украшения он носит? часы какого бренда он предпочитает? сколько пуговиц было у него на пиджаке?

Упражнения для развития слуховой памяти

«Суперзвезда»

Прослушайте 2-3 раза любую песню. Постарайтесь воспроизвести её текст и мелодию через час, вечером перед сном и на следующий день. Снова повторите упражнение. Не переходите к новым музыкальным композициям, пока полностью не будете воспроизводить эту.

«Большой Ух»

В определённый момент времени постарайтесь поймать тишину и вычленить в ней звуки. Это может быть капающий кран, разговор соседей за стеной, лай собаки на улице. Запомните то, что услышали. На следующий день повторите упражнение в том же самом месте и сравните с тем, что было вчера. Что изменилось? Какие звуки остались? Они стали громче или тише?

Подобные упражнения не будут лишними ни для кого. Их можно выполнять с самого раннего детства, чтобы в дальнейшем с памятью не возникало проблем ни в учёбе, ни на работе, ни в преклонных летах. Они позволяют держать мозг в тонусе и улучшают кровообращение, что помогает сохранять ясность и остроту ума даже в солидном возрасте. Регулярно тренируясь, вы никогда не узнаете, что такое старческий склероз.

,Сейчас мнемотехника для развития памяти повсеместно используется: в детских садах, школах, университетах, тренингах, обучающих,Мышление, внимание, память, речь теснейшим образом связаны с работой головного мозга. Однако его клетки,Хорошая память позволяет человеку быть успешным в любом возрасте. В детском саду на утренниках,Память — высшая психическая функция, от которой нередко зависит успешность и качество жизни человека.

Читайте также:  Развитие памяти у взрослых: от весёлых игр до медикаментозных препаратов
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Экспертные статьи о заболеваниях, методы лечения и профилактики, все про ингаляторы и лекарственные средства