У многих сложился стереотип, что цель любого психолога — вскрыть изнанки души, докопаться до сути проблем, выяснить первопричины страданий, уходящих в детство, и работать с ними. На самом деле это далеко не так. Например, одно из направлений — бихевиоризм — изучает в первую очередь поведение. По их мнению, важнее всего рефлексы, приобретённые навыки, реакции на внешние стимулы и мотивация. Вот то, что определяет суть психической организации человека. На основе этой концепции была создана и успешно применяется на практике поведенческая психотерапия.
Что это такое
Поведенческая психотерапия — это одно из самых эффективных и популярных направлений в психологии и психотерапии. Рассматривает некоторые психические заболевания как следствие неправильно сформированных в течение жизни навыков.
Научной базой для неё послужил бихевиоризм, поэтому её альтернативные названия — поведенческо-бихевиоральная или просто бихевиоральная терапия. Считается одним из новейших методов, хотя на самом деле используется уже давно: её черты можно увидеть в сочетательно-рефлекторной терапии Бехтерева, практическом применении условных и безусловных рефлексов Павлова, систематической десенсибилизации М. К. Джонс — всё это активно внедрялось уже в 20-е гг. XX века. Даже сам термин родился в 1911 году (впервые его употребил в своих трудах Торндайк).
Цель поведенческой терапии — устранение неправильных стратегий поведения, привитие пациенту полезных навыков. Обычно лечение строится по отработанной схеме:
Анализ поведения → Выявление неправильно сформированного способа деятельности → Поэтапная коррекция посредством привития нового навыка → Отработка, тренировка → Проверка, насколько успешно он может применяться в реальной жизни
Все настолько привыкли к тому, что корень любого зла (будь то физическая или душевная болезнь) кроется в причинах и без их устранения выздоровление невозможно, что поведенческое направление в психотерапии на первых порах часто подвергалось критике и даже высмеивалось. Однако уже в скором времени его противники и недоброжелатели были повержены, так как при работе с фобиями, пищевыми расстройствами, аутизмом и алкогольной зависимостью этому методу нет равных. Пациенты полностью освобождаются от них. Такими результатами не могут похвастаться другие концепции.
По страницам истории. Несмотря на то, что поведенческая психотерапия оформилась в самостоятельное направление только в 50-е годы XX века, в СССР её методы использовались, начиная с 20-х гг. В советской научной литературе тех времён она упоминалась как «условно-рефлекторная психотерапия».
Основные принципы
Принципы, на основе которых работает поведенческая терапия, постоянно пополняются и совершенствуются.
Паттерны — главная роль в заболевании
Это те самые навыки, шаблоны поведения, которые формируются на протяжении жизни человека. Именно они являются истоком и сутью психического расстройства, играют решающую роль в его развитии и даже вызывают реакции со стороны эндокринной и вегетативной систем.
Методы лечения — только проверенные
В поведенческой психотерапии используются лишь те методы лечения, которые были не раз проверены в лабораторных условиях и приносят только положительный результат. Никаких экспериментов на пациентах.
«Здесь и сейчас»
Как и в гештальт-терапии, в поведенческой не применяется гипноз с целью заглянуть в детство и найти там психотравму, которая становится причиной всех бед в настоящем. Работа направлена на то, что беспокоит человека в данный момент и как с этой проблемой справиться «здесь и сейчас».
Минимальное вторжение
Специалист не копается дотошно в душе, не просит извлечь наружу потаённые мысли и желания, не заглядывает в уголки прошлого. Максимальный комфорт пациента и соблюдение его личных границ — один из основных принципов данного направления.
Всё относительно
Алкоголик для общества — больной, которому требуется длительное и принудительное лечение. Для психотерапевта, работающего в русле поведенческого направления, это такой же человек, как и всё остальные, но у него сформировано неправильное отношение к алкоголю, которое можно откорректировать.
Обратная ситуация. Большинство членов социума живут до конца своих дней с фобиями и не находят нужными от них избавляться (если только они не принимают патологическую форму). Их никто не считает больными. А в поведенческой психотерапии это главные пациенты. Так что здесь подчёркивают относительность таких понятий, как «норма-отклонение» и «здоровье-болезнь».
Психотерапевт — доминант
Приходя на приём к психотерапевту, не нужно пытаться объяснить свои переживания и формулировать проблему. Техника «выговаривания» здесь практически не используется. Главный инструмент — диалог, причём ведущую роль в нём играет именно специалист. Он задаёт вопросы, согласно определённой схеме, а после постановки диагноза даёт задания и упражнения. Так что, если хочется поплакать в жилетку — это точно не сюда.
Использование помощи со стороны
Это нельзя назвать семейной психотерапией, так как не ведётся работа с общими проблемами. Иногда на занятия могут быть приглашены близкие пациенту люди, но лишь с той целью, чтобы помочь ему закрепить (или, наоборот, «открепить») какой-либо навык.
Показания
Поведенческая психотерапия берётся за лечение далеко не всех психических расстройств, а только тех, в основе которых лежит явное и стойкое нарушение приобретённых навыков, неправильно отработанных способов действия. Показания для обращения к такому специалисту:
- панические атаки,
- фобии,
- обсессивно-компульсивное расстройство,
- депрессия, дистимия, биполярное аффективное расстройство, циклотимия, маниакальный синдром,
- пищевые расстройства: булимия, анорексия, психогенное переедание, аллотриофагия,
- сексуальные психогенные проблемы на основе психопатий, эндогенных психозов и акцентуаций характера,
- шизофрения,
- асоциальное, девиантное поведение,
- бессонница, ночные кошмары,
- гиперактивность,
- аутизм,
- плохая успеваемость в школе, логопедические проблемы у детей.
Как показывает практика, терапия эффективна в лечении многих физиологических заболеваний: гипертонии, мигрени, бронхиальной астмы, проблем с желудком.
Противопоказания
Поведенческая психотерапия в ряде случаев противопоказана. Это касается тех пациентов, у которых наблюдается стойкое нарушение сознания, если они не могут понять, что от них требуется. Это влечёт за собой невозможность выполнять упражнения и задания, направленные на лечение.
Абсолютные противопоказания:
- обострившиеся психозы,
- затяжная депрессия в тяжёлой форме,
- глубокая УО.
Относительные противопоказания:
- личностные расстройства — курс лечения будет эффективным лишь в том случае, если психотерапевту удастся наладить доверительный контакт с пациентом,
- лёгкая форма умственной отсталости — лечение возможно, но лишь при подборе несложных заданий и упражнений, с которыми сможет справиться больной.
Каждый конкретный случай обращения к психотерапевту рассматривается индивидуально.
Методы
Имитационное (обсервационное, викарное) научение через наблюдение (по образцу)
Основа: теория социального научения А. Бандуры.
Суть: Пациенту прививается новый навык через процесс подражания другому человеку (психотерапевту, герою фильма или книги).
Пример: Диагноз — айхмофобия. Во время сеансов специалист постепенно приучает человека к мысли, что с ним не случится ничего страшного, если он будет применять в быту иголку, нож, вилку, бритву, гвозди, сам демонстрируя умелое пользование ими.
Основные приёмы: самомоделирование (прокручивание успешных моментов в поведении больного), промптинг (поощрение), фейдинг (уменьшение поощрений по мере закрепления нужной формы поведения).
Ролевой тренинг (ролевая игра)
Основа: имаготерапия, игротерапия.
Суть: Обыгрывание проблемной для пациента ситуации. Причём он может играть самого себя либо его роль может взять на себя психотерапевт, чтобы тот посмотрел, как его поведение выглядит со стороны.
Пример: Диагноз — алкогольная зависимость. Разыгрывается ситуация романтического ужина. Сначала психотерапевт демонстрирует неправильное (истинное) поведение своего клиента, как он напивается и портит свидание. Затем он же показывает успешный исход мероприятия — если воздержаться от алкоголя. В третьем акте участвует уже сам пациент.
Основные приёмы: групповой тренинг, конфронтация, систематическая десенсибилизация.
Биологическая обратная связь (БОС-процедура)
Основа: теории условных рефлексов Сеченова и Павлова, кортико-висцеральных связей Быкова, функциональных систем Анохина, устойчивых патологических состояний Бехтерева.
Суть: К пациенту подключается аппаратура, с помощью которой отслеживается его физическое состояние. Попутно проводится сеанс с выполнением упражнений и заданий. За каждое успешное решение следует «вознаграждение» в виде расслабляющих и приятных ощущений, которые создаются всё той же аппаратурой.
Пример: Диагноз — депрессия. Аппараты фиксируют повышенное давление, учащённое сердцебиение, тяжёлое дыхание, тремор рук и другие реакции со стороны вегетативной системы. Психотерапевт даёт пациенту задание на расслабление и умиротворение, освобождение от тяжёлых, навязчивых мыслей. Как только ему это удаётся, он слышит приятную музыку, видит красивый клип на мониторе компьютера, его угощают чем-то вкусным.
Основной приём: физиологическое зеркало.
Это основные методы лечения, используемые в поведенческой психотерапии. Могут применяться и другие техники:
- аверсивная терапия (отучение от зависимостей),
- систематическая десенсибилизация (уменьшение чувствительности к тому, что вызывает тревогу и фобии),
- имплозивная терапия (реинтеграция подавленных эмоций через погружение в психотравмирующие воспоминания),
- шейпинг (многошаговый процесс, отработка нового навыка посредством положительных и отрицательных подкреплений),
- метод аутоинструкций / тренинг самоинструктирования (использование внутренней речи для регуляции поведения),
- стресс-прививочная терапия / прививка против стресса / тренинг вакцинации от стресса (усвоение приёмов самоконтроля, помогающих справляться с психотравмирующими и стрессовыми ситуациями),
- прикладной анализ поведения,
- метод «остановки мысли».
Методы лечения выбираются в зависимости от диагноза.
Лечение
Несмотря на многообразие методов, лечение в поведенческой психотерапии проводится преимущественно по одной схеме:
Поведенческая психотерапия часто используется для детей, не успевающих в школе. Например, метод шейпинга для логопедической коррекции, когда основная задача дробится на мелкую цепочку из правильных поведенческих актов:
Повторить слог за преподавателем → Правильно его прочесть самостоятельно → Правильно прочесть целое слово → Правильно прочесть незнакомое слово → Правильно прочесть целую фразу
На каждом из этапов используется метод систематической десенсибилизации.
Невероятно эффективна поведенческая психотерапия для аутистов. Она разбивает все навыки, сложные для них, на отдельные блоки: речь, контактирование, игра, умение слушать и смотреть в глаза. Каждое из этих действий осваивается постепенно.
Пример одного из самых первых упражнений поведенческой психотерапии при аутизме «Язык — понимание»:
- Задание: поднять руку, когда этого попросят.
- Подсказка: специалист сам берёт ребёнка за руку и поднимает её, произнося задание.
- Стимул: поощрение в виде похвалы или сладости.
- Самостоятельное выполнение задания.
Дети-аутисты выполняют данное упражнение только с 5 и даже с 10 раза.
Направления
Поведенческая психотерапия развивается и имеет несколько ответвлений.
Диалектико-бихевиоральная психотерапия
В 1987 году американский психолог М. Линехан дала жизнь новому направлению, которое получило название диалектико-поведенческая психотерапия.
Цель — лечение пограничных расстройств личности.
Результаты:
- уменьшается риск эмоциональной реакции на психотравмирующие ситуации,
- снижается опасность суицида, агрессии, девиантного поведения.
Диалектическая психотерапия получила такое название потому, что пациент начинает осознавать, что даже самая безысходная ситуация имеет несколько путей благополучного разрешения. В ходе лечения он учится быть спокойным, взвешивать за и против, выбирать оптимальный вариант исхода.
Это эклектическое течение «третьей волны». Используемые методы: анализ проблемы, вовлечение в действие, эффективное общение, не-суждение, медитативные техники, само-успокаивание и др.
Рационально-эмоционально-поведенческая терапия
В 1955 году американский когнитивный терапевт А. Эллис разработал рационально-эмоционально-поведенческую терапию (сокращённо РЭПТ). В её основе — модель «A-B-C» (другие названия: модель развития эмоциональных расстройств, модель терапевтических изменений, ABC-теория личности). Её расшифровка:
- «А» — активаторы: текущие события, мысли, чувства,
- «В» — взгляды: убеждения, субъективные цели, физиологическая предрасположенность, установки, принципы,
- «С» — следствие.
Чтобы изменить «С», коррекции подвергается либо «А» (поверхностный уровень), либо «В» (глубинные модификации). Этим в процессе лечения и занимается специалист рационально-эмоционально-поведенческой терапии.
Применяемые техники:
- «азбука» РЭПТ,
- дискутирование,
- библиотерапия,
- безусловное принятие,
- самораскрытие,
- временная проекция,
- самовнушения,
- ролевые тренинги,
- когнитивная домашняя работа.
Согласно статистике, поведенческое направление в психотерапии достигает успешности лечения в 90% даже самых запущенных случаев. Широкий спектр рассматриваемых патологий (от трудностей в обучении школьников до тяжёлых психических расстройств) делает его перспективным и заслуживающим дополнительных вложений. И это касается прежде всего людских ресурсов, так как хороших специалистов, работающих в данном русле, на сегодняшний день совсем немного.
: Гештальт-терапия
,По всему миру увеличивается количество специалистов, работающих в рамках этого подхода. Его эффективность доказывают,Музыка — это лекарство, которое помогает преодолетьдепрессию, мрачные стороны жизни, проблемы и неудачи.А потом,Многие психологи и психотерапевты отмечают, что работать с проблемами людей гораздо проще, если есть,Большинство направлений психотерапии работает с ментальными расстройствами, воздействуя на психику. Различные зависимости, нарушения сна