Тесты для определения интеллектуальной лабильности: бланки, вопросы, ключи

Ещё совсем недавно при приёме на творческую или ответственную работу, требующую высоких умственных способностей, претендентам предлагали пройти тест на IQ (коэффициент интеллекта). Однако было выявлено, что человек с повышенным показателем IQ не всегда способен принимать мгновенные решения и своевременно переключаться с одной задачи на другую.

Оказалось, что здесь срабатывает иной параметр — психофизиологический. Это интеллектуальная лабильность — скорость возникновения и передачи циклов возбуждения в нервной и мышечной тканях. Так что на сегодняшний день во многих компаниях при приёме на работу соискатели проходят тест на быстроту мыслительных процессов.

Что это такое

В психологии интеллектуальная лабильность — это способность быстро переключать внимание, уметь в короткие сроки решать как можно больше задач и как можно качественнее. В отличие от IQ, данный показатель не зависит от умственных способностей, которые обусловлены либо генетикой, либо постоянным развитием. Здесь главную роль играют процессы ЦНС. Скорость мысли определяется тем, как быстро происходит переключение между возбуждающим и тормозным импульсами, которые передаются от нейрона к нейрону, и насколько они уравновешены.

Чем быстрее человек отвечает на вызов извне, чем подвижнее у него нервная система, тем быстрее его мозг запускает психомоторные реакции в соответствии с полученными задачами и тем выше его интеллектуальная лабильность. От неё зависит успешность в процессе обучения и карьерном росте. Особенно в современном мире, когда требуется мобильность не только гаджетов и Интернета, но и мыслительных операций. Если сотрудники или учащиеся медленно приспосабливаются к новым обстоятельствам, обладая регидной нервной системой, вряд ли они добьются высоких вершин при сдаче экзаменов или при продвижении по карьерной лестнице.

Признаки

  • Повышенная концентрация внимания,
  • быстрая реакция на информацию извне,
  • способность моментально переключать внимание,
  • чёткий анализ сразу нескольких заданий,
  • высокая скорость выполнения поставленной задачи,
  • быстрый переход между заданиями,
  • кратковременность активной деятельности,
  • умение ориентироваться даже в запутанных и усложнённых условиях,
  • отсутствие ошибок, высокое качество выполненной работы,
  • умение учесть сразу несколько требований в синхроне.

Методика Костроминой

Психологи настаивают на том, что наряду с тестами на IQ в учебных заведениях и компаниях должна также проводиться диагностика интеллектуальной лабильности. Это позволит выявить учеников, студентов и сотрудников, которые многозадачны в своей деятельности и способны принимать не просто верные, но и быстрые решения.

Чаще остальных для этой цели применяется методика под названием «Интеллектуальная лабильность» (модификация С. Н. Костроминой). Она представляет собой тест, состоящий из вопросов и бланка ответов, разделённого на квадраты.

Инструкция:

  1. Рядом с № вопроса в скобках обозначен № квадрата, в который вписывается ответ.
  2. На один вопрос даётся не более 4 секунд.

Примечание. Формулировка вопросов может незначительно отличаться от оригинальной методики при сохранении их значимости и степени сложности. С ключами расхождений нет.

Для студентов и сотрудников

  1. (1) Записать начальную букву топонима «Санкт-Петербург» и конечную — «Симферополь».
  2. (4) Записать «пар», причём «а» должна оказаться в изображённой фигуре.
  3. (5) Пересечь 4-х угольник 2-мя вертикалями и 2-мя горизонталями.
  4. (6) Провести черту от 1 круга к 4, чтобы она шла ПОД вторым и НАД третьим.
  5. (7) Вписать «+» в треугольник. Вписать «1» в общую площадь фигур.
  6. (8) Поделить 2 окружность на 3 сектора, а 4 — на 2.
  7. (10) Вписать любую букву своей фамилии или имени (на выбор того, кто проводит тест) при условии, что сегодняшний день не является средой (день недели тоже можно менять).
  8. (12) Вписать в 1 прямоугольник «+», 3 перечеркнуть, в 6 вписать цифру «ноль».
  9. (13) Замкнуть точки прямой чертой, вставить «+» в наименьший по площади получившийся треугольник.
  10. (15) Обвести 1 согласную и перечеркнуть гласные.
  11. (17) Продолжить боковые стороны изображённой фигуры, пока не пересекутся. Точку, где пересеклись, назвать предпоследней (последней) буквой в названии улицы (города), где вы живёте.
  12. (18) Поставить «1» при условии, что в слове «антоним» 6 буква гласная.
  13. (19) Обозначить самый большой по площади круг, вписать «+» в наименьший из них.
  14. (20) Объединить 2, 4, 5, но не задев 1 и 3.
  15. (21) Вписать в промежуток галочку при условии, что указанные числа не одинаковы.
  16. (22) Поделить 1 линию на 3 сектора, 2 — на 2, 2 конца 3 — соединить с А.
  17. (23) Объединить нижний кончик 1 черты с верхним второй, верхний кончик 2 — с нижним 4.
  18. (24) Перечеркнуть нечётные, обозначить нижним подчёркиванием чётные.
  19. (25) Обвести фигуры, поделить их вертикалью.
  20. (26) Под А изобразить стрелочку вниз, под В — вверх, под С — обычную галочку.
  21. (27) Вписать между ромбиками «-» при условии, что «дама» и «дуброва» начинаются с одной буквы.
  22. (28) Вписать в левую клетку «0», в правую — «+», центральную разделить диагональю.
  23. (29) Нижними подчёркиваниями обозначить галочки, над первой надписать «А».
  24. (30) Вписать сумму 1 и 7 при условии, что в слове «купчиха» третья буква — не «и».
  25. (31) Заключить согласные в кружочек в слове «салют», перечеркнуть гласные в слове «дождь».
  26. (32) Если 54 кратно 9, вписать 4-х угольник в окружность.
  27. (33) Провести черту от 1 к 7, чтобы она расположилась ПОД чётными, но НАД нечётными.
  28. (34) Перечеркнуть кружочки без цифр, с ними — подчеркнуть снизу.
  29. (35) Под согласными обозначить стрелочку вниз, под гласными — влево.
  30. (36) Записать «мир», чтобы 1 буква заключалась в круг, а 2 в прямоугольник.
  31. (37) Указать стрелочками направления изображённых линий: горизонтальных — вправо, вертикальных — вверх.
  32. (39) Поделить 2 линию на 2 равных сектора, объединить оба конца 1 линии с центром 2.
  33. (40) Поделить нечётные и чётные вертикалями.
  34. (41) Над линией обозначить стрелочку вверх, под ней — влево.
  35. (42) Сделать так, чтобы «М» оказалась в прямоугольнике, «К» в окружности, «О» в треугольнике.
  36. (43) Сложить 5 и 2, что получилось — вписать в прямоугольник, их разность — в ромбик.
  37. (44) Перечеркнуть цифры, кратные 3, обозначить нижним подчёркиванием оставшиеся.
  38. (45) Обвести галочку, заключить «3» в квадрат.
  39. (46) Нижними подчёркиваниями обозначить буквы. Обвести цифры, делящиеся на 2.
  40. (47) Взять нечеты в квадратные скобки [], чёт — в круглые ().

Бланк на 20 вопросов для подростков (12-15 лет)

  1. (1) Записать начальную букву топонима «Санкт-Петербург» и конечную — «Симферополь».
  2. (2) Записать 1, 6, 3. Обвести нечётные.
  3. (4) Записать «пар» в обратном порядке.
  4. (5) Изобразить прямоугольник. Поделить его 2 горизонталями и 2 вертикалями.
  5. (6) Изобразить 4 круга. Затем первый перечеркнуть, 3 обозначить нижним подчёркиванием.
  6. (7) Изобразить треугольник и прямоугольник, чтобы у них была общая площадь.
  7. (8) Записать «мел». Под согласными обозначить стрелочку вниз, под гласными — влево.
  8. (10) Вписать любую букву своей фамилии (имени) при условии, что сегодняшний день не является средой (день недели тоже можно менять).
  9. (12) Изобразить прямоугольник, вписать сумму 5 и 2. Затем — ромб, и в нём — их разность.
  10. (13) Изобразить 3 точки, при соединении которых образуется треугольник.
  11. (15) Вписать «ручка». Гласные перечеркнуть.
  12. (17) Поделить квадрат 2 диагоналями. Точку, где пересеклись, назвать предпоследней (последней) буквой в названии улицы (города), где вы живёте.
  13. (18) Поставить «1» при условии, что в слове «антоним» 6 буква гласная.
  14. (20) Изобразить треугольник, в нём — окружность.
  15. (21) Записать «82 365». Все нечётные перечеркнуть.
  16. (22) Поставить галочку при условии, что 54 кратно 9.
  17. (19) Вписать сумму 2 и 6 при условии, что в слове «купчиха» 3 буква не «и».
  18. (23) Вписать между ромбами «-» при условии, что «дама» и «дуброва» начинаются с одинаковой буквы.
  19. (24) Сделать так, чтобы «М» оказалась в прямоугольнике, «К» в окружности, «О» в треугольнике.
  20. (25) Вписать «салют». Обвести кружочком согласные.

Интерпретация

  • До 4 невыполненных заданий — повышенная интеллектуальная лабильность,
  • 5-9 — посредственный уровень,
  • 10-14 — пониженная интеллектуальная лабильность,
  • 15 и более — критически низкая.

Ключи к методике

Что касается теста на определение интеллектуальной лабильности для младших школьников, здесь мнения психологов расходятся. Во-первых, нет методики, разработанной исключительно для них. Во-вторых, в таком возрасте высшие нервные психические процессы ещё не настолько развиты физиологически, чтобы их как-то оценивать.

Развитие

Интеллектуальная лабильность — это полностью биологически запрограммированный процесс. Он зависит от нейрофизиологических свойств коры головного мозга, которые закладываются генетически. Поэтому есть мнение, что развить её невозможно. Однако некоторые предлагают для повышения этого показателя применять следующие методики:

  • дифференцированный подход,
  • тренинги,
  • задания на внимание и память.

Интеллектуальная лабильность — важное качество для современного человека любого возраста. Школьникам в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами предлагают решать комплексные тесты, включающие в себя вопросы из разных областей знаний. Сотрудники компаний должны молниеносно реагировать на задачи, поставленные руководством для того, чтобы выжить в условиях жесточайшей конкуренции. И лишь те, у кого скорость мыслительных процессов достаточно высока, способны успешно справляться со всем этим.

,В окружении каждого есть люди, бурно реагирующие на всё происходящее. Но это вовсе не,Многие привыкли чётко разделять заболевания на психические и физиологические. Действительно, аутизм, мании, фобии, навязчивые,Почему в критической (конфликтной или просто необычной) ситуации один человек спокойно и рассудительно относится

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Экспертные статьи о заболеваниях, методы лечения и профилактики, все про ингаляторы и лекарственные средства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: